Том 51 № 5 (2021)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательные траектории трёх российских поколений: от дошкольной подготовки к профессиональному образованию

Д. Логинов
Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ, Москва

Опубликован 05.05.2021

Ключевые слова

  • образовательные траектории,
  • непрерывное образование,
  • поколения,
  • молодёжь,
  • уровни образования,
  • общее образование,
  • профессиональное образование,
  • карьера,
  • дошкольное образование
  • ...Показать
    Скрыть

Как цитировать

1.
Логинов Д. Образовательные траектории трёх российских поколений: от дошкольной подготовки к профессиональному образованию. ECO [Интернет]. 5 май 2021 г. [цитируется по 5 сентябрь 2024 г.];51(5):137-54. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4251

Аннотация

В статье исследуются образовательные стратегии трёх постсоветских поколений России. Выделены группы («реформенное поколение», «миллениалы» и «цифровое поколение»), которые имеют ряд схожих черт, формирующих социальные нормы, но также и ряд различий, что позволяет провести сравнительный анализ их образовательных траекторий. Исследование охватывает цикл от дошкольной подготовки до получения первого профессионального образования. Выявлено, что российские поколения демонстрируют устойчивый тренд на максимизацию образовательного потенциала, начиная уже с предшкольного этапа. Показано, что представители наиболее молодого поколения и их родители проходят школьную ступень с бΌльшим уровнем вовлечённости в формирование знаний и умений, практически применимых при переходе к следующему уровню образования; социальные связи, значимые для успешного перехода, при этом постепенно теряют актуальность. Полученные данные позволяют предполагать формирование тенденции на включение среднего профессионального образования в состав успешных образовательных траекторий. Рассмотрение межпоколенческих различий в профессионализации иллюстрирует «новый взгляд» самого молодого из поколений на успешное трудоустройство, которое в существенно большей степени связывается со сферой государственного управления и силовыми структурами. Анализ базируется на данных анкетного социологического опроса 1600 представителей выделенных поколений, проведённого Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС в 2019 г.

Библиографические ссылки

  1. Авраамова Е. М. Молодёжь в социально-экономической и этической системе координат // Общественные науки и современность. 2017. № 1. С. 86–98.
  2. Авраамова Е. М., Логинов Д. М. Роль школьного образования в развитии человеческого капитала // Экономика региона. 2014. № 2(38). С. 53–62.
  3. Баранов А. О., Слепенкова Ю. М. Методологические проблемы анализа воспроизводства человеческого капитала в России // ЭКО. 2018. № 48(2). С. 5–17. DOI: http://dx.doi.org/10.30680/ECO0131–7652–2018–2–5–17
  4. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. 232 с.
  5. Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодёжь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999. 344 с.
  6. Константиновский Д. Л. Молодёжь 90-х: самоопределение в новой реальности. М.: ЦСО РАО, 2000. 222 с.
  7. Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. Кросс-региональный анализ развития непрерывного образования: результаты исследования // Вопросы образования. 2007. № 2. С. 293–312.
  8. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодёжь в сфере образования: ожидания и мотивация // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.15. М.: Новый Хронограф, 2017. С. 154–174.
  9. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Отношение молодёжи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5–19.
  10. Мангейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. 1998. № 2 (30). С. 7–47.
  11. Плискевич Н. М. Человеческий капитал в трансформирующейся России. М.: Институт экономики РАН, 2012. 231 с.
  12. Радаев В. В. Прощай, советский простой человек! // Общественные науки и современность. 2018. № 3. С. 51–65. DOI: 10.7868/S0869049918030048
  13. Рощина Я. М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 257–277. Doi: 10.17323/1814–9545–2012–1–257–277
  14. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Голов А. А., Гражданкин А. И., Гудков Л. Д. и др.; под ред. Левады Ю. А.. М.: Мир, Океан, 1993. 300 с.
  15. Чередниченко Г. А. Российская молодёжь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 152–182.
  16. Шереги Ф. Э. Российская молодёжь: настроения ожидания ценностные ориентации. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013. 93 с.
  17. Широв А. А., Потапенко В. В. Рынок труда и качество человеческого капитала. // ЭКО. 2018. № 48(2). С. 18–34. DOI: http://dx.doi.org/10.30680/ECO0131–7652–2018–2–18–34
  18. Шубкин В. Н. Начало пути. М.: Молодая гвардия, 1979. 224 с.
  19. Шубкин В. Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. 288 с.
  20. Шувалова О. Р. Международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании // Вопросы образования. 2010. № 2. С. 178–186.
  21. Becker G. S. (1964). Human Capital. New York: Columbia University Press – 187 p.
  22. Laal M. (2012). Benefits of Lifelong Learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 46. Pp. 4268–4272.
  23. Lassnigg L. (2005). Lifelong learning, school to work and labour market transitions. Position paper workpackage 4. TLM.NET 2005 Working Paper No. 2005–06. Amsterdam: SISWO/Social Policy Research – 38 p.
  24. Strauss W., Howe N. (2009). The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. Crown. 400 p.