Том 50 № 10 (2020)
Тема номера: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА КУРУЛТАЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СЕВЕРНОЙ АЗИИ

Монгольский коридор: проблемы и перспективы развития транзитно-транспортной сети Монголии

А. Макаров
Байкальский институт природопользования СО РАН
Bio
Е. Макарова
Восточно-Сибирский государственный университет экономики и управления.
Bio
А. Андреев
Байкальский институт природопользования СО РАН, Улан-Удэ
Bio

Опубликован 02.10.2020

Ключевые слова

  • Монголия,
  • Россия,
  • КНР,
  • внешнеэкономическое сотрудничество,
  • транспортная инфраструктура,
  • железнодорожные перевозки,
  • экономический коридор «Китай – Монголия – Россия»
  • ...Показать
    Скрыть

Как цитировать

1.
Макаров А, Макарова Е, Андреев А. Монгольский коридор: проблемы и перспективы развития транзитно-транспортной сети Монголии. ECO [Интернет]. 2 октябрь 2020 г. [цитируется по 16 ноябрь 2024 г.];50(10):34-49. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4126

Аннотация

В статье проводится анализ проблемных вопросов развития системы путей сообщения Монголии для формирования современной политики российско-монгольского сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта. Раскрываются планы формирования международных железнодорожных коридоров в рамках Программы развития экономического коридора «Китай – Монголия – Россия». Особое внимание уделяется анализу динамики, структуры и маршрутов грузовых потоков. Делается вывод, что слаборазвитая транспортная инфраструктура Монголии является серьезным ограничением для дальнейшего увеличения объемов экспорта полезных ископаемых. Рассматриваются инициативы России и КНР по развитию сети железных дорог в Монголии. По мнению авторов, они не были реализованы в связи с опасениями монгольского правительства усиления роли соседних стран в национальной экономике. При этом руководство Монголии, используя транзитную риторику, стремится привлечь внешних партнеров к развитию транспортной сети для улучшения условий выхода монгольскому экспорту на внешние рынки. Выдвигаются предложения в части формирования стратегии сотрудничества России с Монголией в области развития железнодорожной инфраструктуры. В качестве ключевого направления рассматривается дальнейшее участие России в развитии Центрального железнодорожного коридора.

Библиографические ссылки

  1. Борисов Г. О., Дондоков З. Б.-Д., Намжилова В. О. Экономический коридор Китай – Монголия – Россия: режим ожидания // ЭКО. 2017. № 5. С. 98–106
  2. Borisov, G.O., Dondokov, Z.B.-D., Namzhilova, V.O. (2017). Economic corridor China – Mongolia – Russia: standby mode. EСO. No. 5. Рp. 98–106. (In Russ.).
  3. Винокуров Е. Ю., Лобырев В. Г., Тихомиров А. А., Цукарев Т.В. Транспортные коридоры Шелкового пути: потенциал роста грузопотоков через ЕАЭС. СПб: ЦИИ ЕАБР, 2018. 74 с.
  4. Vinokurov, E. Yu., Lobyrev, V.G., Tikhomirov, А.А., Tsukarev, T.V. (2018). Silk Road Transport Corridors: potential for growth in cargo traffic through the EEU. St. Petersburg.: CIS EАDB., 74 p. (In Russ.).
  5. Грайворонский В. В. Модернизация железнодорожного транспорта в Монголии и роль российско-монгольского сотрудничества // Восточная аналитика. 2011. № 2. С. 123–130.
  6. Grayvoronsky, V.V. (2011). Modernization of railway transport in Mongolia and the role of Russian-Mongolian cooperation. Eastern analytics, No. 2. Рp. 123–130. (In Russ.).
  7. Макаров А. В., Макарова Е. В., Михеева А. С. Внешнеэкономические связи Монголии: современная ситуация и проблемы развития // ЭКО. 2019. № 6. С. 62–82.DOI: 10.30680/ЕСО0131–7652–2019–6–62–82
  8. Makarov, A.V., Makarova, E.V., Mikheeva, A.S. (2019). Foreign economic relations of Mongolia: current situation and development problems. EСO. No. 6. Рp. 62–82. (In Russ.). DOI: 10.30680/ЕСО0131–7652–2019–6–62–82
  9. Чепуркин Ю. В. Международный проект «Программа технической модернизации и развития АО “Улан-Баторская железная дорога” до 2020 года» // Бюллетень ученого совета Института экономики и развития транспорта. 2016. Вып. 1. С. 19–27.
  10. Chepurkin, Yu.V. (2016). International project «Program for technical modernization and development of Ulan-Bator Railway». Bulletin of the Economics and Transport Development Institute, No. 1. Рp. 19–27. (In Russ.).
  11. Erdenechimeg, E. (2016). Logistics and transport challenges in Mongolia. The Northeast Asian Economic Review. No. 2. Рp. 21–37.
  12. Gupta, P., Li, B.G., Yu, J. (2015). From Natural Resource Boom to Sustainable Economic Growth: Lessons for Mongolia. IMF Working Paper, WP/15/90. 31 p.
  13. Managing for development results: Rail infrastructure tariffs – enabling private sector development in Mongolia’s railway sector. Asian Development Bank, 2014. Available at: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/31216/rail-infrastructure-tariffs-mongolia.pdf (accessed 05.12.2017).
  14. Mongolia: Road sector development to 2016. (2011). Asian Development Bank. Available at: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/29626/mon-road-sector-development-2016.pdf (accessed 30.10.2017).
  15. Mongolia. Taming the tyrannies of distance and isolation: a transport strategy for Mongolia. (1999). Washington, DC: World Bank, 66 p.