Том 49 № 6 (2019)
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Система дошкольного образования в Сибири: современное состояние и проблемы развития

А. Синица
МГУ им. М. В. Ломоносова
Bio

Опубликован 05.06.2019

Ключевые слова

  • дошкольные организации,
  • дошкольное образование,
  • педагогический работник,
  • заработная плата,
  • Сибирский федеральный округ,
  • экономика образования,
  • уровень жизни
  • ...Показать
    Скрыть

Как цитировать

1.
Синица А. Система дошкольного образования в Сибири: современное состояние и проблемы развития. ECO [Интернет]. 5 июнь 2019 г. [цитируется по 3 ноябрь 2024 г.];49(6):145-63. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/3820

Аннотация

Статья посвящена анализу современного состояния системы дошкольных образовательных организаций и уровня жизни педагогических работников (на примере покупательной способности их заработной платы) в Сибирском федеральном округе. Актуальность тематики обусловлена необходимостью вовлечения в трудовую деятельность женщин с детьми дошкольного возраста и повышения качества человеческого капитала в условиях дефицита рабочей силы. В ходе исследования было выявлено, что число дошкольных организаций, во многом зависящее от уровня экономического развития региона и политической воли руководства, с течением времени сокращается. Охват детей дошкольным образованием зависит от доли сельского населения и постепенно растет. Уровень жизни педагогов дошкольного образования низкий и продолжает снижаться, а зависит он в первую очередь от уровня экономического развития региона.

Библиографические ссылки

  1. Голяшев А. В., Григорьев Л. М. Типы российских регионов: устойчивость и сдвиги в 2003–2013 годах. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2014. 48 с.
  2. Долгов А. В., Сычева Е. Б. Методика проектирования и расчета сети дошкольных организаций в условиях демографической нестабильности // Академический вестник УралНИИПроект РААСН. 2013. № 4. С. 60–64.
  3. Иванова Е. И. Рождаемость в современной России: ожидаемый подъем или конъюнктурный сдвиг // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. Т. 8. М.: ИНП РАН, 2010. С. 610–626.
  4. Казарина Л. А., Шабалина Е. И. Доступность дошкольного образования как фактор активизации ресурсного потенциала региона // Baikal Research journal. 2015. Т. 6. № 2. С. 26. Doi: 10.17150/2072–0904.2015.6(2).26. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=20038 (дата обращения: 06.11.2018).
  5. Марков С. Н. Оценка эффективности бюджетных расходов на дошкольное образование в Омской области // Сибирская финансовая школа. 2012. № 2 (91). С. 162–167.
  6. Мосакова Е. А. Динамика занятости женщин и рождаемости в современных развитых странах мира // Вестник Воронежского государственного университета. Серия экономика и управление. 2012. № 2. С. 36–44.
  7. Ойдуп Т. М., Ададимова Л. Ю. Проблемы и перспективы развития инфраструктуры сферы образования Сибирского федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 39 (174). С. 52–58.
  8. Саралиева Э. Х., Соловьева С. В. Альтернативные формы поддержки успешной семьи: проект «дневные мамы» // Женщина в российском обществе. 2008. № 3. С. 14–23.
  9. Сачкова Е. А. Проблемы развития дошкольных учреждений // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. № 4. С. 45. URL: http://brj-bguep.ru/classes/pdfDL.ashx?id=8214 (дата обращения: 06.11.2018).
  10. Синица А. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольных образовательных организаций в Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 40. С. 206–221. Doi: 10.17223/19988648/40/17
  11. Синица А. Л. Численность детей в дошкольном возрасте в России в 1990–2050 годах // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. № 6. С. 1173–1188. Doi: 10.24891/re.16.6.1173
  12. Смирнова Е. С. Анализ доступности дошкольного образования в Российской Федерации (на примере Сибирского Федерального округа) // Развитие территорий. 2018. № 1 (11). С. 58–67.
  13. Филипов Д. В., Черенкова Т. Н., Шевцова Е. В. Анализ региональной системы образования на примере Республики Алтай // Развитие территорий. 2016а. № 1 (4). С. 48–56.
  14. Филипов Д. В., Черенкова Т. Н., Шевцова Е. В. Сравнительная и интегральная оценка систем дошкольного образования // Экономика образования. 2016б. № 4 (95). С. 120–147.
  15. Хохлова И. С., Ружникова А. С. Оценка влияния перераспределения полномочий по обеспечению дошкольного образования на региональные и местные бюджеты в Сибирском федеральном округе // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 6 (98). С. 15–24.
  16. Ярославцева Н. В. Прогнозирование развития системы образовательных услуг в регионах Западной Сибири // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 288–291.
  17. Chetty R., Friedman J. N., Hilger N., et al. How does your kindergarten classroom affect your earnings? Evidence from project STAR. NBER Working Paper 16381, September 2010. Available at: http://www.nber.org/papers/w16381.
  18. Heckman J. Skill formation and the economics of investing in disadvantaged children // Science. 2006. Vol. 312. № 5782. P. 1900–1902. Doi: 10.1126/science.1128898
  19. Dahlberg M., Eklöf M., Fredriksson P., et al. Estimating preferences for local public services // Urban Studies. 2012. Vol. 49. № 2. P. 319–336. Doi: 10.1177/0042098011400769
  20. Rindfuss R. R., Guilkey D., Morgan P. S., et al. Child care availability and first-birth timing in Norway // Demography. 2007. Vol. 44. № 2. P. 345–372. Doi: 10.1353/dem.2007.0017
  21. Adserà A. Changing Fertility Rates in Developed Countries. The Impact of Labor Market Institutions // Journal of Population Economics. 2004. Vol. 17. № 1. P. 17–43. Doi: 10.1007/s00148–003–0166-x
  22. Ahn N., Mira P. A note on the changing relationship between fertility and female employment rates in developed countries // Journal of Population Economics. 2002. Vol. 15. № 4. P. 667–682. Doi: 10.1007/s001480100078