Том 55 № 5 (2025)
ОТРАСЛИ И РЫНКИ

Приватизация и горизонтальная интеграция: влияние на эффективность аэропортов России

А.Н. Зубенко
МГУ имени М.В. Ломоносова

Опубликован 06.10.2025

Ключевые слова

  • аэропорты; авиационная инфраструктура; эффективность; приватизация аэропортов; анализ оболочки данных; горизонтальная интеграция; аэропортовые холдинги

Как цитировать

1.
Зубенко А. Приватизация и горизонтальная интеграция: влияние на эффективность аэропортов России. ECO [Интернет]. 6 октябрь 2025 г. [цитируется по 8 октябрь 2025 г.];55(5):222-38. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4907

Аннотация

В статье рассматривается влияние горизонтальной интеграции, нередко практикуемой при приватизации аэропортов, на их эффективность. Обозначена правовая специфика приватизации аэропортов в РФ, в связи с чем предложена расширительная трактовка этого понятия в статье. Впервые представлена оценка эффективности 28 российских аэропортов методом анализа оболочки данных (data envelopment analysis) на основе отчетности за 2019 г. (до пандемии и санкционных ограничений). Проанализированы факторы, влияющие на эффективность, и риски ограничения конкуренции при концентрации прав управления аэропортами. Показано, что нахождение в составе аэропортового холдинга и возможность конкуренции между аэропортами в РФ не оказывают значимого влияния на их эффективность.

Библиографические ссылки

  1. Брусиловский В.Е., Григорьев Л.Э., Менар К., Шаститко А.Е. Проблемы регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий (на примере аэропортов федерального значения). Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2001. 240 c.
  2. Волкова Л.П. Управление деятельностью аэропорта. Часть 2. Организационные основы управления деятельностью аэропортов. М.: МГТУГА, 2007. 106 с.
  3. Зубенко А.Н., Курдин А.А. Обоснованность регулирования сборов и тарифов на услуги в аэропортах // Современная конкуренция. 2023. Т. 17. № 5. С. 19–40. DOI: 10.37791/2687–0657–2023–17–5–19–40
  4. Степашин С.В. Анализ процессов приватизации государственной собственности
  5. в Российской Федерации за период 1993–2003 годы (экспертно-аналитическое
  6. мероприятие). М.: Издательство «Олита», 2004. 186 с. (In Russ.).
  7. Шаститко А.Е., Павлова Н.С. Оценка границ рынка услуг аэропортов: основания для дерегулирования тарифов // Управленец. 2023. Т. 14. № . 5. С. 2–15. DOI: 10.29141/2218–5003–2023–14–5–1
  8. Ярошевич Н.Ю., Дубровский В.Ж. Государственное регулирование тарифов и сборов аэропортов: провалы российского законодательства и приоритеты развития // Journal of new economy. 2015. № 4 (60). С. 112–119.
  9. Adler, N., Liebert, V. (2014). Joint impact of competition, ownership form and economic regulation on airport performance and pricing. Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 64. Pp. 92–109. DOI: 10.1016/j.tra.2014.03.008
  10. Adler, N., Ülkü, T., Yazhemsky, E. (2013). Small regional airport sustainability: Lessons from benchmarking. Journal of Air Transport Management. Vol. 33. Pp. 22–31. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2013.06.007
  11. Assaf A.G., Gillen D. (2012). Measuring the joint impact of governance form and economic regulation on airport efficiency. European Journal of Operational Research. Vol. 220. No. 1. Pp. 187–198. DOI: 10.1016/j.ejor.2012.01.038
  12. Bel, G., Fageda, X. (2010). Privatization, regulation and airport pricing: an empirical analysis for Europe. Journal of Regulatory Economics. Vol. 37. Pp. 142–161. DOI: 10.1007/s11149–009–9110–7
  13. Benítez, R., Coll-Serrano, V., Bolós, V. J. (2021). deaR-shiny: an interactive web app for data envelopment analysis. Sustainability. Vol. 13. No. 12. Pp. 6774. DOI: 10.3390/su13126774
  14. Bettini, H. F. A. J., Oliveira, A. V. M. (2016). Two-sided platforms in airport privatization. Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. Vol. 93.
  15. Pp. 262–278. DOI: 10.1016/j.tre.2016.06.003
  16. Bilotkach, V. et al. (2012). Regulation, privatization, and airport charges: panel data evidence from European airports. Journal of Regulatory Economics. Vol. 42. Pp. 73–94. DOI: 10.1007/s11149–011–9172–1
  17. Doganis, R. (2005). The airport business. Routledge. 245 p. DOI: 10.4324/9780203977316
  18. Forsyth, P., Niemeier, H. M., Wolf, H. (2016). Airport Alliances and Multi-Airport Companies: Implications for Airport Competition in Airport Competition: the European Experience. Routledge. Pp. 339–352. DOI: 10.4324/9781315566481
  19. Gillen, D. (2011). The evolution of airport ownership and governance. Journal of Air Transport Management. Vol. 17. No. 1. Pp. 3–13. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2010.10.003
  20. Graham, A. (2020). Airport privatisation: A successful journey? Journal of Air Transport Management. Vol. 89. P. 101930. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2020.101930
  21. Graham, A. (2023). Managing Airports: An International Perspective. London: Routledge. 600 p. DOI: 10.4324/9781003269359
  22. Iyer, K. C., Jain, S. (2019). Performance measurement of airports using data envelopment analysis: A review of methods and findings. Journal of Air Transport Management. Vol. 81. Pp. 101707. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2019.101707
  23. Oliveira, G. P. (2013). Abuse of dominance in the airport sector. Journal of Transport Literature. Vol. 7. Pp. 8–51. DOI:10.1590/S2238–10312013000100002
  24. Oum, T. H., Yan, J., Yu. C. (2008). Ownership forms matter for airport efficiency: A stochastic frontier investigation of worldwide airports. Journal of Urban Economics. Vol. 64. No. 2. Pp. 422–435. DOI: 10.22004/ag.econ.207604
  25. Thomas, N., Jha, K. N. (2022). Structural efficiency assessment of regional airports: Lessons from India. Utilities Policy. Vol. 79. Pp. 101449. DOI: 10.1016/j.jup.2022.101449
  26. Yu, C. (2023). Airport Performance-a multifarious review of literature. Journal of the Air Transport Research Society. Vol. 1. No. 1. Pp. 22–39. DOI: 10.59521/E7E8098D7A835864