ОТРАСЛИ И РЫНКИ
Приватизация и горизонтальная интеграция: влияние на эффективность аэропортов России
Опубликован 06.10.2025
Ключевые слова
- аэропорты; авиационная инфраструктура; эффективность; приватизация аэропортов; анализ оболочки данных; горизонтальная интеграция; аэропортовые холдинги
Как цитировать
1.
Зубенко А. Приватизация и горизонтальная интеграция: влияние на эффективность аэропортов России. ECO [Интернет]. 6 октябрь 2025 г. [цитируется по 8 октябрь 2025 г.];55(5):222-38. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4907
Аннотация
В статье рассматривается влияние горизонтальной интеграции, нередко практикуемой при приватизации аэропортов, на их эффективность. Обозначена правовая специфика приватизации аэропортов в РФ, в связи с чем предложена расширительная трактовка этого понятия в статье. Впервые представлена оценка эффективности 28 российских аэропортов методом анализа оболочки данных (data envelopment analysis) на основе отчетности за 2019 г. (до пандемии и санкционных ограничений). Проанализированы факторы, влияющие на эффективность, и риски ограничения конкуренции при концентрации прав управления аэропортами. Показано, что нахождение в составе аэропортового холдинга и возможность конкуренции между аэропортами в РФ не оказывают значимого влияния на их эффективность.Библиографические ссылки
- Брусиловский В.Е., Григорьев Л.Э., Менар К., Шаститко А.Е. Проблемы регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий (на примере аэропортов федерального значения). Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2001. 240 c.
- Волкова Л.П. Управление деятельностью аэропорта. Часть 2. Организационные основы управления деятельностью аэропортов. М.: МГТУГА, 2007. 106 с.
- Зубенко А.Н., Курдин А.А. Обоснованность регулирования сборов и тарифов на услуги в аэропортах // Современная конкуренция. 2023. Т. 17. № 5. С. 19–40. DOI: 10.37791/2687–0657–2023–17–5–19–40
- Степашин С.В. Анализ процессов приватизации государственной собственности
- в Российской Федерации за период 1993–2003 годы (экспертно-аналитическое
- мероприятие). М.: Издательство «Олита», 2004. 186 с. (In Russ.).
- Шаститко А.Е., Павлова Н.С. Оценка границ рынка услуг аэропортов: основания для дерегулирования тарифов // Управленец. 2023. Т. 14. № . 5. С. 2–15. DOI: 10.29141/2218–5003–2023–14–5–1
- Ярошевич Н.Ю., Дубровский В.Ж. Государственное регулирование тарифов и сборов аэропортов: провалы российского законодательства и приоритеты развития // Journal of new economy. 2015. № 4 (60). С. 112–119.
- Adler, N., Liebert, V. (2014). Joint impact of competition, ownership form and economic regulation on airport performance and pricing. Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 64. Pp. 92–109. DOI: 10.1016/j.tra.2014.03.008
- Adler, N., Ülkü, T., Yazhemsky, E. (2013). Small regional airport sustainability: Lessons from benchmarking. Journal of Air Transport Management. Vol. 33. Pp. 22–31. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2013.06.007
- Assaf A.G., Gillen D. (2012). Measuring the joint impact of governance form and economic regulation on airport efficiency. European Journal of Operational Research. Vol. 220. No. 1. Pp. 187–198. DOI: 10.1016/j.ejor.2012.01.038
- Bel, G., Fageda, X. (2010). Privatization, regulation and airport pricing: an empirical analysis for Europe. Journal of Regulatory Economics. Vol. 37. Pp. 142–161. DOI: 10.1007/s11149–009–9110–7
- Benítez, R., Coll-Serrano, V., Bolós, V. J. (2021). deaR-shiny: an interactive web app for data envelopment analysis. Sustainability. Vol. 13. No. 12. Pp. 6774. DOI: 10.3390/su13126774
- Bettini, H. F. A. J., Oliveira, A. V. M. (2016). Two-sided platforms in airport privatization. Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. Vol. 93.
- Pp. 262–278. DOI: 10.1016/j.tre.2016.06.003
- Bilotkach, V. et al. (2012). Regulation, privatization, and airport charges: panel data evidence from European airports. Journal of Regulatory Economics. Vol. 42. Pp. 73–94. DOI: 10.1007/s11149–011–9172–1
- Doganis, R. (2005). The airport business. Routledge. 245 p. DOI: 10.4324/9780203977316
- Forsyth, P., Niemeier, H. M., Wolf, H. (2016). Airport Alliances and Multi-Airport Companies: Implications for Airport Competition in Airport Competition: the European Experience. Routledge. Pp. 339–352. DOI: 10.4324/9781315566481
- Gillen, D. (2011). The evolution of airport ownership and governance. Journal of Air Transport Management. Vol. 17. No. 1. Pp. 3–13. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2010.10.003
- Graham, A. (2020). Airport privatisation: A successful journey? Journal of Air Transport Management. Vol. 89. P. 101930. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2020.101930
- Graham, A. (2023). Managing Airports: An International Perspective. London: Routledge. 600 p. DOI: 10.4324/9781003269359
- Iyer, K. C., Jain, S. (2019). Performance measurement of airports using data envelopment analysis: A review of methods and findings. Journal of Air Transport Management. Vol. 81. Pp. 101707. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2019.101707
- Oliveira, G. P. (2013). Abuse of dominance in the airport sector. Journal of Transport Literature. Vol. 7. Pp. 8–51. DOI:10.1590/S2238–10312013000100002
- Oum, T. H., Yan, J., Yu. C. (2008). Ownership forms matter for airport efficiency: A stochastic frontier investigation of worldwide airports. Journal of Urban Economics. Vol. 64. No. 2. Pp. 422–435. DOI: 10.22004/ag.econ.207604
- Thomas, N., Jha, K. N. (2022). Structural efficiency assessment of regional airports: Lessons from India. Utilities Policy. Vol. 79. Pp. 101449. DOI: 10.1016/j.jup.2022.101449
- Yu, C. (2023). Airport Performance-a multifarious review of literature. Journal of the Air Transport Research Society. Vol. 1. No. 1. Pp. 22–39. DOI: 10.59521/E7E8098D7A835864