ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
Развитие гражданского машиностроения СССР в годы первой и второй пятилеток: экономико-географический аспект
Опубликован 06.06.2025
Ключевые слова
- машиностроение; экономический район; предприятия; пятилетка; план; промышленность; экономика; индустриализация; приоритетность развития
Как цитировать
1.
Фельдман М. Развитие гражданского машиностроения СССР в годы первой и второй пятилеток: экономико-географический аспект. ECO [Интернет]. 6 июнь 2025 г. [цитируется по 10 июнь 2025 г.];55(3):244-67. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4875
Аннотация
Вопросы развития гражданского сектора промышленности СССР и его ведущей отрасли – машиностроения относятся к разряду малоизученных: исследования предшествующего периода выполнены, как правило, в комплиментарном ключе. Это же относится и к сюжету пространственного размещения предприятий машиностроения. Статья посвящена выяснению ряда ключевых вопросов советской истории ХХ века: каким образом конкретные условия первых пятилеток внесли изменения в схему размещения производительных сил, определенную первым и вторым пятилетними планами? В какой степени запланированный «сдвиг промышленности на Восток» коснулся отраслей машиностроения в период1928–1937 гг. ‒ этапе гигантского нового строительства и реконструкции индустриальных объектов? Таким образом высвечивается роль «старых» и новых промышленных районов СССР в реализации Индустриального проекта; определяется степень возможностей «плановой экономики» в области пространственного размещения производительных сил.Библиографические ссылки
- Айзенштадт Л.А., Чихачев С.А. Очерки по истории станкостроения СССР. М.: Гос.науч-тех.издат, 1957. 528 с.
- Алампиев П.М. Экономическое районирование СССР. Кн. 1. М.: Госпланиздат. 1959. 263с. (In Russ.).
- Алампиев П.М.. Экономическое районирование СССР. Кн. 2. М.: Госпланиздат, 1963. 248 с.
- Артемов Е.Т. Восточное направление в российской экономической политике ХХ в.: преемственность приоритетов // Урало-Кузбасс: от замысла к реализации. Екатеринбург, 2010. С. 18–39.
- Артемов Е.Т. Восточные регионы в проектировках предвоенного Генерального хозяйственного плана // ЭКО. 2013. № 1. С. 151–166.
- Белозёров А.Ф. Оптика России: очерки истории и развития. Казань: Центр инновационных технологий (2012–2014). В трех томах.
- Бугров К.Д. Электромашиностроение СССР: формирование ключевых научно – технических центров // Современная научная мысль. 2021. № 5. С. 65–76.
- Быстрова И.В. Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930–1980-е годы). М.: Российская акад. наук, Ин-т рос. истории, 2006. 702 с.
- Зубков К.И. и др. Цивилизационное своеобразие российских модернизаций XVIII–XX вв.: пространственно-временной аспект. Екатеринбург: Ин-т истории и археологии УрО РАН, 2011. 383 с.
- Ермолов А.Ю. Государственное управление военной промышленностью в 1940-е гг.: танковая промышленность. Санкт-Петербург: Алетейя, 2013. 407с.
- История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР. 1900-1963: Док. и материалы. Т. 3. Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1927-1937). Ч. 1 (1927-1932). М.: Терра; Книжный клуб, 2008. (198) эл. вариант.
- Капитонов Е.Н. История химического машиностроения России и бывшего СССР. М: Машиностроение, 1999. 131 с.
- Касьяненко В.И. Завоевание экономической независимости СССР (1917–1940). М.: Политиздат, 1972. 335 с.
- Князьков Г. Капитальное строительство в тяжелой промышленности в Первой пятилетке // Плановое хозяйство. 1933. № 1–2. С. 50–61.
- Курский А.Д. Размещение промышленности в первой пятилетке. М., Л.: Ин-т экон. исследований Госплана СССР. 1933. 105 с.
- Курский А.Д., Славин С. Районный разрез народнохозяйственного плана // Плановое хозяйство, 1936. № 3. С. 138–154.
- Курский А.Д. Завершение районирования СССР // Плановое хозяйство. 1936. № 11. С. 145–160.
- Мельников Н.Н. Модернизация танковой промышленности СССР в условиях Великой Отечественной войны. Екатеринбург: Сократ, 2017. 383с.
- Мокршицкий Е.И. История паровозостроения СССР 1846–1940 гг. М.: Гос. трансп. ж.-д. изд, 1941. 259 с.
- Мухин М.Ю. Авиапромышленность СССР в 1921–1941 годах. М.: Новый хронограф, 2006. 523 с.
- Прокофьева Е.Ю. Отечественная автомобильная промышленность: этапы развития, структура и организация управления, научно-исследовательская база (1896–1991 гг.). Тольятти-Самара: «Издательство Ас Гард», 2010. 290 с.
- Пятилетний план народно-хозяйственного строительства СССР. Том 1. Сводный обзор. 3-е изд.. М.: Госплан, 1930. 165 с.
- Розенфельд Я.С., Клименко К.И. История машиностроения СССР. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. 502 с.
- Самуэльсон Л. Красный колосс: Становление военно-промышленного комплекса СССР. 1921–1941. М.: АИРО- ХХ, 2001. 294 с.
- Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е гг.: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М.: РОССПЭН, 1996. 333 с.
- Соколов А.К. От военпрома к ВПК: советская военная промышленность. 1917 – июнь 1941 гг. М.: Наука, 2012. 320 с.
- Степанов А.С. Развитие советской авиации предвоенный период (1938 год – первая половина 1941 года). М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2009. 542 с.
- Твердюкова Е.Д.. Пространственное размещение промышленности и населения в СССР в 1930-е гг. // Центр и регионы в истории России. М.: Скифия–Принт, 2010. С. 412–430.
- Урало-Кузбасс: от замысла к реализации: сб. стат. и док. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2010. 398 с.
- Фельдман М.А. (2021). Симпатия к России как способ опередить время // Новая и Новейшая история. 2021. Выпуск 2. C. 19–28.
- Фельдман М.А. Уникальное исследование экономики СССР в годы второй пятилетки (R.W. Davies. Industrialization of Soviet Russia. Vol. 6. Years of Progress: Soviet Economy, 1934‒1936. Basingstoke, 2014). 496 с. // Новая и новейшая история. 2024. № 1. С. 236–243.
- Davies, R.W. (1996). Industrialisation of Soviet Russia. Vol. 4. Crisis and Progress in the Soviet Economy, 1931–1933. Basingstoke – London. 612 p.
- Davies, R.W. (2014). Industrialization of Soviet Russia, Vol. 6. Years of Progress: Soviet Economy, 1934‒1936. Basingstoke. 496 p.