Том 54 № 2 (2024)
Тема номера: Пространство нефтесервиса

Морской нефтегазовый сервис: мировые тенденции и российские задачи

А.К. Криворотов
Московский государственный институт международных отношений МИД Российской Федерации; «Штокман Девелопмент АГ» (2008–2021 гг.).
Bio

Опубликован 08.04.2024

Ключевые слова

  • нефтегазодобыча; шельф; инновации; платформы; ПДК; низкоуглеродный переход; ветроэнергетика; беспилотные системы; санкции; локализация

Как цитировать

1.
Криворотов А. Морской нефтегазовый сервис: мировые тенденции и российские задачи. ECO [Интернет]. 8 апрель 2024 г. [цитируется по 26 декабрь 2024 г.];54(2):29-46. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4719

Аннотация

С начала ХXI века нефтегазодобыча на мировом шельфе переживает глубокую технологическую трансформацию, создающую новые, емкие и динамичные рынки для сервисной отрасли. В статье охарактеризованы ключевые тенденции – строительство крупнотоннажных комплексных судов, бесплатформенное освоение месторождений с донным заканчиванием скважин, внедрение низкоуглеродных решений, конверсия нефтегазовых технологий для шельфовой ветроэнергетики, цифровизация всех операций. Растущее применение беспилотных средств в четырех средах (воздух, поверхность, толща и дно моря) создает для отрасли как невиданные возможности, так и новые серьезные угрозы, включая террористические. В России шельфовая и соответствующая сервисная индустрии не получили большого развития в силу исторических и субъективных причин, включая слабую промышленную политику. Сохраняется высокая зависимость от импорта, особенно ставшая заметной в условиях западных санкций. В таких обстоятельствах сервисным предприятиям следует ориентироваться на критическое импортозамещение и освоение смежных рынков, включая беспилотные технологии.

Библиографические ссылки

  1. Володина И.Н. Реализация политики импортозамещения и локализации при освоении нефтегазовых месторождений Арктики // Сфера. Нефть и газ. 2020. № 3–4. С. 48–54.
  2. Инновационные факторы в освоении арктического шельфа и проблемы импортозамещения / Под науч. ред. В.А. Цукермана. Апатиты: Изд-во ФИЦ КНЦ РАН, 2019. 80 с.
  3. Кондратьев В.Б. Политика локализации в нефтегазовой промышленности // Горная промышленность. 2016. № 3. С. 64–70.
  4. Котов А.В. Перспективы развития ключевых арктических проектов РФ в условиях санкций // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. № 5. С. 113–123. DOI: 10.15211/vestnikieran52022113123
  5. Крылов П.В., Шарохин В.Ю., Выдра А.А., Кудряшова Е.С. Опыт проектирования отечественной системы сбора газа в рамках реализации стратегии импортозамещения в области производства оборудования для систем подводной добычи углеводородов // Газовая промышленность. 2018. № 1. С. 12–18.
  6. Edralin, C. (2022). Ten largest offshore rig contractors control 44% of global fleet. Offshore. Vol. 82. No. 3. Pр. 14–15.
  7. Hale, M. (2024). Oil and gas capex to remain elevated, even grow marginally. Offshore. Vol. 84. No.1. Рр. 14–15.
  8. Hurtado, A. (2022). Offshore drone use faces challenges but offers more solutions. Offshore. Vol. 82. No. 4. Pр. 40–43.
  9. Johnson, C. (2023). Are drones in the pipeline? HazardEx. No. 3. P. 24–25.
  10. Laursen W. (2024). Digitalization is Drawing CCS a New Learning Curve. Offshore Engineer. Vol. 49. No. 1. Рр. 32–35.
  11. Mulligan, T. (2020). Powering the Seabed. Offshore Engineer. Vol. 45. No. 1. Рр. 38–42.
  12. Nagell, T.A. (2007). Ormen Lange. Når det umulige blir mulig. Oslo: Kom Forlag. 180 s.
  13. Offshore services set for rebound. Whitepaper. Oslo: Rystad Energy (2023). 8 p.
  14. Presley, J. (2023). Offshore Decommissioning: Planning for the End at the Beginning. Journal of Petroleum Technology. Vol. 75. No. 6. Pр. 18–21. DOI:10.2118/0623–0018-JPT
  15. Seismic Imaging within the UKCS Energy Transition Environment. Technical Report. Overview & Summary (2023). L.: NSTA. 15 p.