Том 53 № 5 (2023)
Тема номера: Знание – суть и форма

Нашему образованию нужен косметический ремонт или полная реконструкция?

О.А. Донских
Новосибирский государственный университет экономики и управления, заведующий кафедрой философии и гуманитарных наук; Новосибирский государственный технический университет

Опубликован 03.05.2023

Ключевые слова

  • система образования; реформа; образовательные стандарты; компетентностный подход; аспирантура; фундаментальность

Как цитировать

1.
Донских О. Нашему образованию нужен косметический ремонт или полная реконструкция?. ECO [Интернет]. 3 май 2023 г. [цитируется по 20 май 2024 г.];53(5):33-5. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4603

Аннотация

 В статье на ряде примеров показано, что ключевые решения в рамках российской системы образования принимаются не на основе четко заданной концепции, а обусловлены требованиями текущей ситуации. Соответственно, то, что называется «реформой образования», по сути таковой не являлось, поскольку при введении тех или иных инноваций не определялись ни исходные параметры, ни предполагаемый результат. В настоящее время обсуждается возврат к четким принципам отечественной системы образования – всеобщему школьному образованию, фундаментальности, традициям преподавания естественнонаучных дисциплин и математики. В то же время остаются без внимания такие серьезные проблемы, как перегрузка преподавателей; экономо- и клиентоориентированность; не апробированный, но ускоренный переход к дистанционному обучению; повсеместное внедрение технологий, облегчающих учебный процесс; обусловленная ЕГЭ замена нормального школьного процесса обучения репетиторством; серьезные методико-педагогические трудности, связанные с «инфодемией», и др. Необходимы не спорадические рефлективные меры, а действительная реконструкция системы образования.

Библиографические ссылки

  1. Донских О. А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 36–45.
  2. Донских О. А., Разумов В. И. РПД-логия и совершенствование образования в XXI веке // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12. № 1. С. 168–174.
  3. Кашина М. А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 55–70. DOI: https://doi.org/10.31992/0869–3617–2020–29–8–9–55–70
  4. Радаев В. В. Кризис в современном преподавании: что именно пошло не так // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 114–124. DOI: 10.31857/S013216250019853–1
  5. Российская наука в цифрах / В. В. Власова, Л. М. Гохберг, Е. Л. Дьяченко и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. 43 с. С. 25.
  6. Mihailidis, Paul. Introduction to fighting infodemic // The Routledge handbook of media education futures post-pandemic. Routledge, 2023. 531 p.
  7. Primary and Secondary Education During Covid-19. Disruptions to Educational Opportunity During a Pandemic. Ed. By Fernando M. Reimers. Springer, 2022. 475 p.
  8. Readings, Bill. The University in Ruins. Harvard University Press, 1996. 238 p.
  9. Kosaretsky Sergey, Zair-Bek Sergey, Kersha Yuliya, and Zvyagintsev Roman. General Education in Russia During COVID-19: Readiness, Policy Response, and Lessons Learned // Primary and Secondary Education During Covid-19. Disruptions to Educational Opportunity During a Pandemic. Ed. By Fernando M. Reimers. Springer, 2022. 475 p.