Том 53 № 3 (2023)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯ

Миграционные ориентации старших школьников при переходе к получению профессионального образования

Д.М. Логинов
Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ, Москва
Е.А. Семионова
Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС при Президенте РФ, Москва

Опубликован 06.03.2023

Ключевые слова

  • образование; профессиональное образование; образовательные траектории; образовательная миграция; человеческий капитал; молодежь; социальное развитие

Как цитировать

1.
Логинов Д, Семионова Е. Миграционные ориентации старших школьников при переходе к получению профессионального образования. ECO [Интернет]. 6 март 2023 г. [цитируется по 23 апрель 2024 г.];53(3):158-76. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4584

Аннотация

В статье рассматриваются варианты ориентации домохозяйств, в которых имеются старшие школьники, на миграцию в другие регионы России при переходе к профессиональному образованию. На основе данных специального анкетного опроса выявлено, что установки на образовательную миграцию детей охватывают около половины семей. Результаты исследования иллюстрируют значительную дифференциацию установок на территориальную мобильность молодежи по поселенческим типам проживания, условиям жизнедеятельности и образовательным притязаниям. Выявлен и конкретизирован мотивационный спектр формирующихся миграционных установок. Показано, что образовательная миграция рассматривается большинством домохозяйств как первый этап окончательного перемещения ребенка в населенный пункт с субъективно более благоприятными условиями жизни и выстраивания трудовой карьеры, что расширяет возможности формирования человеческого капитала молодежи, но также объективизирует «вымывание» ресурсов из малых населенных пунктов.

Библиографические ссылки

  1. Беляев В. А., Калимуллина Э. Р. Межпоколенная мобильность из малых городов: реальные мотивы и симулякры // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 4. С. 233–238.
  2. Вячеславов В. Н. Типологизация факторов, влияющих на миграцию населения // Вопросы территориального развития. 2015. № 7. C. 1–6.
  3. Зайончковская Ж. А., Ноздрина Н. Н. Миграционный опыт населения региональных центров России (на примере социологического опроса в 10 городах) // Проблемы прогнозирования. 2008. № 4(109). С. 98–111.
  4. Захарова И. В. Сдерживание межрегиональной̆ учебной̆ миграции: роль вузов // Высшее образование в России. 2019. № 7. С. 71–84. DOI: 10.31992/0869–3617–2019–28–7–71–84
  5. Ислакаева Г. Р. Образовательная межрегиональная миграция: причины и социально-экономические следствия // Уровень жизни населения регионов России. 2016. Т. 12. № 3. С. 77–88.
  6. Кашницкий И. С., Мкртчян Н. В., Лешуков О. В. Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 169–203. DOI: 10.17323/1814–9545–2016–3–169–203
  7. Ким А. Г., Дремлюга О. А., Смольянинова Е. Н. Социальные проблемы миграционного поведения молодежи в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. № 4 (25). С. 125–128.
  8. Мкртчян Н. В. Миграция молодежи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 1 (137). С. 225–242. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.1.15
  9. Санникова О. В. Некомпенсируемая образовательная миграция как проблема развития российского региона // Теория и практика общественного развития. 2015. № 24. С. 19–21.
  10. Флоринская Ю. Ф., Рощина Т. Г. Оценка уровня миграционной мобильности молодежи малых российских городов (по опросам выпускников школ) // Проблемы прогнозирования. 2008. № 3 (108). С. 125–139.
  11. Чернышев К. А. Образование как фактор миграционной подвижности: опыт оценки и принятия управленческих решений на региональном уровне // Вопросы управления. 2014. № 6 (31). С. 173–179.
  12. Becker, G.S., Tomes, N. (1994). Human capital and the rise and fall of families. In: Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education (3rd Edition). Becker, G.S. (ed.). Chicago: The University of Chicago Press. Pp. 257–298.
  13. Bernard, A., Bell, M., Cooper, J. (2018). Internal Migration and Education: A Cross-National Comparison. Background paper prepared for the 2019 Global Education Monitoring Report. UNESCO. Available at: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1812/1812.08913.pdf (accessed 20.12.2022).
  14. Boyden, J. (2013). “We’re not going to suffer like this in the mud”: Educational aspirations, social mobility and independent child migration among populations living in poverty. Compare: A Journal of Comparative and International Education. No. 43 (5). Pp. 580–600. DOI:10.1080/03057925.2013.821317
  15. Heckert, J. (2015). New perspective on youth migration: Motives and family investment patterns. Demographic Research. No. 33. Pp. 765–800. DOI: https://doi.org/10.4054/DemRes.2015.33.27
  16. Whitehead, A., Hashim, I.M., Iversen, V. (2007). Child Migration, Child Agency and Inter-generational Relations in Africa and South Asia. Working paper, No. T24. Development Research Centre on Migration, Globalisation and Poverty, University of Sussex. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/57a08c07e5274a27b2000f27/WP-T24.pdf (accessed 20.12.2022).