Том 52 № 3 (2022)
ОТРАСЛИ И РЫНКИ

Книжный рынок России: быть или не быть?

С.Ю. Барсукова
НИУ «Высшая школа экономика», Москва

Опубликован 28.02.2022

Ключевые слова

  • книжный рынок,
  • интерес к чтению,
  • тиражи книг,
  • тенденции книжного рынка,
  • книжный блогер,
  • литературный агент,
  • самиздат
  • ...Показать
    Скрыть

Как цитировать

1.
Барсукова С. Книжный рынок России: быть или не быть?. ECO [Интернет]. 28 февраль 2022 г. [цитируется по 24 ноябрь 2024 г.];52(3):130-52. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4405

Аннотация

В статье исследуется актуальная проблематика российского книжного рынка. Отмечены тенденции к сокращению общего тиража печатных изданий на фоне роста книжного разнообразия. Анализируется структура книжной продукции. На материалах статистики показано сокращение рынка печатных книг в последнее десятилетие, предельная точка чего была достигнута в ходе пандемии. Отмечена высокая монополизация. Тенденцией российского рынка книг является растущая популярность самиздата и разнообразных школ писательского мастерства. По мере угасания интереса к чтению растет армия желающих быть писателем. Отмечен рост доли переводных книг, а также влияния блогеров на продвижение новинок. Обсуждается негласное требование к присутствию писателей в социальных сетях как формы продвижения. Помимо статистической информации использованы интервью с участниками рынка и читателями.

Библиографические ссылки

  1. Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. М.: Новое литературное обозрение, 2020.
  2. Гундарин М., Шевченко Г. Гуд бай, литература // ЛиTerraеура. Электронный журнал. 2020. Ноябрь. Михаил Гундарин, Ганна Шевченко. ГУД БАЙ, ЛИТЕРАТУРА. Лиterraтура. Электронный литературный журнал (literratura.org)
  3. Ионов А. Б. Основные аспекты развития современного российского книжного рынка // Дискуссия. 2013. № 3. С. 25–30.
  4. Лизунова И. В., Павленко С. В. Трансформация книги в условиях медийных революций // Библиосфера. 2020. № 1. С. 12–23.
  5. Мокроусова Л. М. Эволюция взглядов на чтение // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2019. № 1 (11). С. 94–97.
  6. Прохорова И. Д. Интернет и книга – не конкуренты. Чьи интересы защитит закон об авторском праве // Библиотечное дело. 2006. № 4. С. 18–20.
  7. Сайко Е. А. Динамика российского книжного рынка в аспекте культурного потребления // Креативная экономика. 2019. Том 13. № 12. С. 2409–2508.