Том 52 № 1 (2022)
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

Неявные механизмы функционирования краудфандинга в России и за рубежом

М.Н. Гордеев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва

Опубликован 29.12.2021

Ключевые слова

  • краудфандинг; народное финансирование; инновации; НИС; факторный анализ

Как цитировать

1.
Гордеев М. Неявные механизмы функционирования краудфандинга в России и за рубежом. ECO [Интернет]. 29 декабрь 2021 г. [цитируется по 28 март 2024 г.];52(1):77-95. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4367

Аннотация

Настоящая работа сфокусирована на динамике развития краудфандинга. Эмпирические данные позволили определить причины вялого развития некоторых его моделей, углубить понимание мотивов спонсоров, объяснить влияние принятия закона JOBS Act на развитие нефинансовой модели краудфандинга в США. Также на основании полученных данных появилась возможность объяснить возникшую в мировой практике специализацию крауд-платформ. Обнаружены четыре шаблона участия россиян в краудфандинговых проектах. Принимая во внимание широкие перспективы использования краудфандинга как инструмента финансирования научных исследований и инновационного бизнеса, статья будет полезна не только профессионалам рынка краудфандинга, но и более широкой аудитории, и может быть использована при разработке стратегии встраивания механизма краудфандинга в деятельность отечественной национальной инновационной системы.

Библиографические ссылки

  1. Веселовский М. Я. Краудфандинг в России: состояние и возможности стимулирования инновационных стартапов // Инновационное развитие экономики. 2016. № 2. С. 7–13.
  2. Гордеев М. Н. Мотивация участников краудфандинговых проектов в сфере науки и просвещения // ЭКО. 2018. № 11. С. 158–170. DOI: 10.30680/ЕСО0131–7652–2018–11–158–170.
  3. Гордеев М. Н. Факторы, определяющие склонность россиян к участию в краудфандинге // Информационное общество. 2019. № 1–2. С. 6–15.
  4. Зубков И., Швабауэр Н. Вложить стало веселей. Объем рынка краудфандинга превысил 7 млрд рублей // Российская газета. 2021. № 36 (8387)
  5. Мотовилов О. В. Феномен краудфандинга: исследование особенностей / О. В. Мотовилов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2018. Т. 34. Вып.2. С. 298–316. DOI: 10.21638/11701/spbu05.2018.205
  6. Панова Е. А. Краудфандинг как альтернативный инструмент финансирования малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 4. С. 238–250. DOI: 10.24891/fc.24.1.238
  7. Салтыков Б. Г., Гордеев М. Н. «Краудфандинг как инструмент венчурного инвестирования в России и за рубежом» // Инновации. 2016. № 4 (210). C. 51–57.
  8. Щетинина Е. А. Акционерный краудфандинг как альтернативная модель финансирования бизнеса на раннем этапе развития и стартапов. Международные подходы // Экономический вектор. 2016. № 1 (4). C. 22–27.
  9. Agrawal, A., Catalini, C., and Goldfarb, A. (2014). Some simple economics of crowdfunding. Innovation policy and the economy. Vol. 14. Pp. 63–97. DOI: 10.1086/674021.
  10. Barnett, C. (2013). Jobs Act Title III: Investment being democratized, Moving Online. Forbes. Available at: https://www.forbes.com/sites/chancebarnett/2013/10/23/sec-jobs-act-title-iii-investment-being-democratized-moving-online/?sh=3ecfb98c40f5 (accessed 18.08.2021).
  11. Bauguess, S., Gullapalli, R., Ivanov, V. (2018). Capital Raising in the U.S.: An Analysis of the Market for Unregistered Securities Offerings, 2009‐2017. Division of Economic and Risk Analysis (DERA). U. S. Securities and Exchange Commission. 50p. Available at: https://www.sec.gov/dera/staff-papers/white-papers/dera_white_paper_regulation_d_082018 (accessed 18.08.2021).
  12. Belleflamme, P., Lambert, T. and Schwienbacher, A. (2014). Crowdfunding: Tapping the right crowd. Journal of Business Venturing. Vol. 29. No. 5. Pp. 585–609.
  13. Esposti, C., Cinelli, S., De Buysere, K., Sernas, M., Evangelio, A., Asano, C. Villatoro, P., Sin, K. H., Maitra, A., Wenzlaff, K., Lerro, A., Gijsbert, Levanon, B., Acconcia, V., Groves, J. (2015) The Crowdfunding Industry Report, 2015CF. Massolution. 118p. Available at: https://www.smv.gob.pe/Biblioteca/temp/catalogacion/C8789.pdf (accessed 18.08.2021).
  14. Fleming, L., Sorenson, O. (2016). Financing by and for the Masses: An Introduction to the Special Issue on Crowdfunding. California management review. Vol. 58. No.2. Pp. 5–19.
  15. Hern, A. (2014). Facebook’s Oculus deal is Kickstarter’s first billion-dollar exit. The Guardian. Available at: https://www.theguardian.com/technology/2014/mar/26/facebook-oculus-deal-kickstarter-first-billion-dollar-exit (accessed 18.08.2021).
  16. Jakimowicz, K., Osimo, D., Gallo, C., Pappalepore, G., Weber, C. (2017) Assessing the potential for crowdfunding and other forms of alternative finance to support research and innovation. European Commission. 116 p. Available at: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/3190dbeb-316e-11e7–9412–01aa75ed71a1 (accessed 18.08.2021).
  17. Kuppuswamy, V., Bayus, B. L. (2018). Crowdfunding creative ideas: The dynamics of project backers in Kickstarter: Book Chapter. – The Economics of Crowdfunding. Pp. 151–182. DOI: 10.1007/978–3–319–66119–3_8
  18. Lukkarinen, A., Wallenius, J., Seppälä T. (2019). Investor motivations and decision criteria in equity crowdfunding. SSRN Electronic Journal. Elsevier BV. 45p. DOI: 10.2139/ssrn.3263434
  19. Mollick, E. (2018). Crowdfunding as a font of entrepreneurship: Outcomes of reward-based crowdfunding: Book Chapter. The Economics of Crowdfunding: Startups, Portals and Investor Behavior. Pр. 133–150.
  20. Rogers, E. (2010). Diffusion of Innovations. 4th edition. Simon and Schuster. 518 p.
  21. Schafer, M.S., Metag, J., Feustle, J. & Herzog, L. (2018). Selling science 2.0: What scientific projects receive crowdfunding online? Public understanding of Science. Vol. 27, No. 5. Pp. 496–514. DOI: 10.1177/0963662516668771
  22. Stanko, M., Henard, H. (2017). Toward a better understanding of crowdfunding, openness and the consequences for innovation. Research Policy. Vol. 46. No. 4. Pp. 784–798.
  23. Ziegler, T., Shneor, R., Wenzlaff, K. (2021). The 2nd Global Alternative Finance Market Benchmarking Report. Cambridge, UK: University of Cambridge. 197p.