Открытый доступ Открытый доступ  Ограниченный доступ Платный доступ или доступ для подписчиков

Что не так с фокус-группами?


Полный текст:

PDF


Аннотация


Статья посвящена описанию и критике ошибочных трактовок метода фокус-групп. Авторы разделяют точку зрения Р. Мертона и его коллег, согласно которой фокус-группа – это групповое глубокое интервью, базирующееся на тех же принципах, что и интервью индивидуальное, их методической основой является техника probing (зондировние), описанная в работах Л. Гордена и А. Гольдмана. Разбираются неверные трактовки метода, основанные на понятиях «групповая динамика», «дискуссия», «инсайт», рассматривается вопрос о сочетании фокус-групп с проективными методами. Доказано, что многие групповые методики (динамические по К. Левину, брейнсторминг, терапевтические по Роджерсу) несовместимы с фокус-группами. По мнению авторов, неверные трактовки метода фокус-групп до сих пор широко распространены в России. Это дезориентирует многих исследователей, студентов и преподавателей, порождает недоверие к методу со стороны заказчиков и в конечном счете ведет к упадку соответствующего направления.

С. А. Белановский
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН

А. В. Никольская
Российский государственный университет им. А. Косыгина, Москва

Литература


    Белановский С. А. Глубокое интервью и фокус-группы. М: Ридеро, 2019.

    Власова М. Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. М.,2005.

    Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М,.1998.

    Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии, 2005.С. 432.

    Мельникова О. Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование. М., 2007.

    Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М.: ВЦИОМ, 2019.

    Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М: Наука, 1978.

    Чамокова Э. А. Опыт использования фокусированного интервью при опросе экспертов. М., 1978.

    Greenbaum T. The Practical Handbook and Guide to Focus Group Research. MA Lexington Books, 1988.

    Goldman A., McDonald S. The group Depth Interview: Principles and Practices Cliffs. NJ. Prentice-Hall, 1988.

    Gorden L. Interviewing: Strategy, Techniques and Tactics. The Dorsey press. Chicago, 1987.

    Templeton, J. Gearing up for focus groups. Food and Beverege Marketing, 1990.


Белановский С. А., Никольская А. В. Что не так с фокус-группами?. ЭКО. 2021;51(6):99-118. http://dx.doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2021-6-99-118


DOI: http://dx.doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2021-6-99-118

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM