Опубликован 31.05.2021
Ключевые слова
- фокус-группа,
- интервью,
- probing,
- групповая динамика,
- дискуссия
Как цитировать
1.
Белановский С, Никольская А. Что не так с фокус-группами?. ECO [Интернет]. 31 май 2021 г. [цитируется по 24 ноябрь 2024 г.];51(6):99-118. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4265
Аннотация
Статья посвящена описанию и критике ошибочных трактовок метода фокус-групп. Авторы разделяют точку зрения Р. Мертона и его коллег, согласно которой фокус-группа – это групповое глубокое интервью, базирующееся на тех же принципах, что и интервью индивидуальное, их методической основой является техника probing (зондировние), описанная в работах Л. Гордена и А. Гольдмана. Разбираются неверные трактовки метода, основанные на понятиях «групповая динамика», «дискуссия», «инсайт», рассматривается вопрос о сочетании фокус-групп с проективными методами. Доказано, что многие групповые методики (динамические по К. Левину, брейнсторминг, терапевтические по Роджерсу) несовместимы с фокус-группами. По мнению авторов, неверные трактовки метода фокус-групп до сих пор широко распространены в России. Это дезориентирует многих исследователей, студентов и преподавателей, порождает недоверие к методу со стороны заказчиков и в конечном счете ведет к упадку соответствующего направления.Библиографические ссылки
- Белановский С. А. Глубокое интервью и фокус-группы. М: Ридеро, 2019.
- Власова М. Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. М.,2005.
- Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М,.1998.
- Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии, 2005.С. 432.
- Мельникова О. Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование. М., 2007.
- Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М.: ВЦИОМ, 2019.
- Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М: Наука, 1978.
- Чамокова Э. А. Опыт использования фокусированного интервью при опросе экспертов. М., 1978.
- Greenbaum T. The Practical Handbook and Guide to Focus Group Research. MA Lexington Books, 1988.
- Goldman A., McDonald S. The group Depth Interview: Principles and Practices Cliffs. NJ. Prentice-Hall, 1988.
- Gorden L. Interviewing: Strategy, Techniques and Tactics. The Dorsey press. Chicago, 1987.
- Templeton, J. Gearing up for focus groups. Food and Beverege Marketing, 1990.