Том 51 № 5 (2021)
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Раскрытие vs Вскрытие

В. Крюков
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН

Опубликован 05.05.2021

Как цитировать

1.
Крюков В. Раскрытие vs Вскрытие. ECO [Интернет]. 5 май 2021 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];51(5):4-7. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4244

Аннотация

Современная экономика в 2020 г. столкнулась с труднопредсказуемым и абсолютно новым явлением – кризисом, вызванным быстрым распространением смертельно-опасного инфекционного заболевания. Масштабы новой опасности имеют без преувеличения глобальный характер. При этом вирус – носитель заболевания мутирует от места к месту и от времени ко времени.Пандемия не только стимулировала поиск и разработку медицинских мер борьбы, но и оказала значительное влияние на многие стороны жизнедеятельности в самых разных уголках планеты. Влиянию неведомого зла в полной мере оказалась подвержена и экономика – производство, продвижение и реализация различных товаров и услуг. В повседневный оборот граждан многих стран, включая Россию, вошло новое слово – «локдаун», которое ранее имело весьма ограниченное применение.С целью пресечь распространение инфекции была резко ограничена физическая мобильность людей во всех сферах деятельности – от обыденных дел (вплоть до выгула собак) до посещения магазинов, офисов и производственных объектов. В таких условиях нельзя было не ожидать резкого сокращения активности и результативности экономической деятельности. Однако, как показывает анализ динамики в различных сферах экономики, в разных странах и регионах локдаун не привел экономику к полному апокалипсису.Скорее даже, наоборот, опыт функционирования в условиях резкого уменьшения мобильности населения во многих случаях позволил выявить новые возможности и «скрытые» резервы. В этом смысле пандемия выполнила (и продолжает это делать) классическую роль любого кризиса – дала дорогу новым, более эффективным решениям и подходам в различных сферах хозяйственной жизни. Именно об этом тематическая часть настоящего номера «ЭКО», всецело основанная на результатах исследований в рамках проекта НИУ-ВШЭ и РСПП по анализу влияния кризиса, связанного с COVID-19, на отрасли российской экономики. На страницах тематической подборки представлен анализ состояния дел в трех отраслях сектора услуг: IT, туризме и розничной торговле.Проблемы различных секторов экономики рассматривались как с привлечением данных российской и международной статистики и отраслевых обзоров, так и с помощью материалов интервью представителей бизнеса (отраслевых ассоциаций и реально действующих предприятий). Такой подход позволил лучше понять и представить причинно-следственные связи и, в частности, определить, в какой мере существующие сегодня проблемы вызваны непосредственно кризисом, в какой пандемия лишь обострила застарелые проблемы, решению которых не уделялось должного внимания.Среди задач проекта была оценка эффективности мер господдержки с позиции предприятий, включая ответ на вопрос: почему бизнес использует или не использует определенные меры поддержки, предложенные правительством. Оценка ожиданий руководителей предприятий крайне важна для прогнозирования социально-экономического развития в посткризисной реальности. Экономическая динамика, в конечном счете, определяется тем, что планируют делать экономические субъекты, насколько они готовы (или не готовы) инвестировать средства в создание новых продуктов, использование новых технологий, развитие человеческого капитала.К основным выводам проекта, который представляют статьи тематической подборки, относятся следующие:• почти все проблемы, с которыми сталкиваются предприятия, были актуальны уже до кризиса, но кризис привел к их обострению и, в известном смысле, заставил правительство начать на них реагировать;• в период кризиса заметно расширились коммуникации между правительством и бизнесом (прежде всего по линии отраслевых ведомств), и при всех различиях в оценках эффективности господдержки бизнес считает такие коммуникации очень позитивным явлением;• кризис ускорил процессы трансформации отраслей (прежде всего применения цифровых технологий) и при всех проблемах открыл новые возможности; однако воспользоваться этими возможностями смогли (и смогут) в первую очередь те компании, которые еще до пандемии активно работали над использованием и новых технологий, и новых форматов ведения бизнеса.Экономическая реальность – особенно в такие непростые периоды, как кризис, – отличается многовекторностью процессов и тенденций в рамках взаимодействия которых «выплавляется» новое качество и возникают новые направления будущего развития. Представленные результаты проекта показывают возможности и процессы, связанные с реализацией давно назревших изменений и в рассматриваемых секторах экономики, и во взаимоотношениях государства с бизнесом.Отличительная особенность государства – в какой бы стране и в сколь бы сложных условиях оно ни действовало в направлении стабилизации экономики и сохранения потенциала ее роста – инерционность. Как представляется, инерционность того подхода, который продолжает демонстрировать российское правительство, состоит в ориентации на мнимую простоту администрирования. Примерами являются не только отмеченное участниками проекта усиление активности правоохранительных и налоговых органов, но и меры по регулированию (сдерживанию) цен на продовольственные товары «первой необходимости», а также нефтепродукты.В этом смысле не может не настораживать все более проявляющаяся абсолютизация возможностей IT-индустрии, когда под эгидой лозунга «цифровизация как драйвер всей экономики» происходит подмена реальных экономических процессов. С позицией авторов нынешней тематической подборки нельзя не согласиться в том, что основной задачей и содержанием развития современных информационных технологий должно быть содействие решению актуальных экономических и социальных задач (рост производительности, повышение качества госуслуг и т.д.).Если отдельные меры, направленные на поддержание уровня экономической активности (например, в форме «кэшбэка» на турпоездки внутри страны), можно со всей уверенностью отнести к инструментам раскрытия потенциала бизнеса, то усиление мер налогового администрирования и абсолютизацию роли информационных технологий (в том числе с целью увеличения администрирования) можно квалифицировать лишь как попытку государства сформировать процедуры его вскрытия.Не вызывает сомнения, что многие меры административного регулирования – от квотирования поставок продукции до регулирования цен и перевода трансакций на «прозрачную» предписанную платформенную основу – будут иметь далеко идущие негативные последствия. А именно: значительная часть бизнеса – прежде всего мелкого и среднего, а также расположенного в регионах и работающего на локальных рынках – «проголосует ногами».Другая важная и принципиальная особенность преодоления последствий коронакризиса состоит в необходимости применения комплексного нешаблонного подхода на всех уровнях – от государства до отдельных предпринимателей и домохозяйств. Шаги и меры, ориентированные на простоту исполнения, в частности, помощь и поддержка крупных компаний, сосредоточенных главным образом в мегаполисах, могут дать лишь краткосрочный эффект. Разнообразие подходов и учет пространственных особенностей отечественной экономики во всех отраслях всегда будут играть важнейшую роль.