Том 51 № 2 (2021)
РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Арктическая корпорация: подступы к формированию новой теории (часть 2)

А. Пилясов
МГУ им. М. В. Ломоносова, АНО «Институт регионального консалтинга»
Bio
А. Богодухов
МГУ им. М. В. Ломоносова

Опубликован 01.02.2021

Ключевые слова

  • арктические корпорации,
  • OLI-парадигма,
  • ресурсная цепочка,
  • эволюционная экономика,
  • экономическая география,
  • платформа как бизнес-модель,
  • «Новатэк»,
  • «Газпромнефть»,
  • «Норникель»,
  • Арктика,
  • теория ТНК
  • ...Показать
    Скрыть

Как цитировать

1.
Пилясов А, Богодухов А. Арктическая корпорация: подступы к формированию новой теории (часть 2). ECO [Интернет]. 1 февраль 2021 г. [цитируется по 21 декабрь 2024 г.];51(2):62-84. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4196

Аннотация

В первой части статьи (см. «ЭКО» № 1/2021) были сформулированы основные положения теории арктических ресурсных ТНК, проанализированы их радикальные отличия от ТНК, работающих в обрабатывающей промышленности и сервисе. Однако существуют не менее серьезные различия арктических корпораций друг от друга, в значительной мере определяемые спецификой природных активов и теми вызовами, которые эта специфика и место размещения выдвигают перед компаниями. Кроме того, в последние годы обозначилась тенденция к гибридизации добывающих и обрабатывающих компаний в Арктике за счет размещения стадии обработки в месте добычи ресурсов и перехода компаний разной специализации на платформенную модель организации бизнес-процессов. Показаны различия традиционной и платформенной моделей корпоративного освоения Арктики, доказано, что во втором случае социальные издержки освоения оказываются выше. Это обусловливает необходимость активизации роли государства в установлении общего регламента поведения государственных и частных ресурсных корпораций в Арктике.

Библиографические ссылки

  1. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М.: Экономика, 1989. Том 1–304 с., том 2–351 с.
  2. Комар И. В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. М.: Наука, 1975.
  3. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство, 2007. 224 с.
  4. Крюков В. А. Институциональная структура нефтегазового сектора: проблемы и направления трансформации. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1998. 280 с.
  5. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002. 536 с.
  6. Пилясов А. Н. Политические и экономические факторы развития российских регионов // Вопросы экономики. 2003. № 5. С. 67–82.
  7. Пителис Х. Н. Транснациональная компания: трактовка с позиций ресурсной концепции// Российский журнал менеджмента. 2007. Том 5. № 4. С. 21–40.
  8. Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильямс». 2005. 608 с.
  9. Alfaro Laura, Maggie, Chen, Xiaoyang. (2014). The global agglomeration of multinational firms. Journal of International Economics. No. 94. Pp. 263–276.
  10. Applied Evolutionary Economics and Economic Geography. (2007), Ed. Koen Frenken. London. Edward Elgar. 326 p.
  11. Beugelsdijk, Sjoerd, McCann, Philip and Mudambi, Ram. (2010). Introduction: Place, space and organization – economic geography and the multinational enterprise. Journal of Economic Geography. No. 10. Pp. 485–493.
  12. Boschma, R. and K. Frenken. (2017). Evolutionary Economic Geography, in: G. Clarke, M. Feldman, M. Gertler and D. Wojcik (eds.), New Oxford Handbook of Economic Geography, Chapter 11, Oxford. Oxford University Press.
  13. Chandler, Alfred D., jr., Hagstrom, Peter and Solvell. (2003). Orjan The dynamic firm. The Role of Technology, Strategy, Organization, and Regions. Edited by Oxford university press. 488 p.
  14. Dunning, John H. (2001). The Eclectic (OLI) Paradigm of International Production: Past, Present and Future. International Journal of the Economics of Business: 8:2. Pp. 173–190.
  15. Dunning, John H., Lundan, Sarianna M. (2008). Multinational Enterprises and the Global Economy, Second Edition Edward Elgar. 946 p.
  16. Ethier, Wilfred J. (1986). The Multinational Firm. The Quarterly Journal of Economics, Vol. 101, No. 4 (Nov.). Pp. 805–834.
  17. Iammarino, S., McCann, Philip. (2013). Multinationals and Economic Geography. Location, technology and innovation. Edward Elgar.
  18. Jones, Geoffrey. (2005). Multinationals and Global Capitalism. From the Nineteenth to the Twenty-First Century. Oxford University Press. 353 p.
  19. Navaretti, Giorgio Barba, Venables, Anthony J. (2004). Multinational Firms in the World Economy (Princeton, NJ, Princeton University Press,), xiii+325 Page.
  20. Organization Theory and the Multinational Corporation. (1993). Edited by Sumantra Ghoshal and D. Eleanor Westney. Sloan School of Management Cambridge, Massachusetts, USA St. Martin’s Press. 368 p.
  21. Penrose E. (1959). The Theory of the Growth of the Firm. New York, John Wiley and Sons.
  22. Rugman, Alan M., Verbeke, Alain A. (2004). Perspective on Regional and Global Strategies of Multinational Enterprises. Journal of International Business Studies, Vol. 35, No. 1 (Jan.). Pp. 3–18.
  23. Srnicek Nick, de Sutter Laurent. (2016). Platform capitalism. Cambridge, UK. Malden, MA: Polity Press.
  24. The Handbook of Evolutionary Economic Geography. (2010). Eds. By Ron Boschma and Ron Martin. Edward Elgar. 559 p.