Том 49 № 7 (2019)
ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Деньги на телеграммы? Об экономическом эффекте международных спортивных событий

А. Адельфинский
МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва
Bio

Опубликован 02.07.2019

Ключевые слова

  • экономический эффект,
  • массовый спорт,
  • триатлон,
  • мегасобытия,
  • экономика спорта,
  • социология спорта,
  • управление спортом
  • ...Показать
    Скрыть

Как цитировать

1.
Адельфинский А. Деньги на телеграммы? Об экономическом эффекте международных спортивных событий. ECO [Интернет]. 2 июль 2019 г. [цитируется по 25 декабрь 2024 г.];49(7):99-122. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/3845

Аннотация

В статье рассмотрена проблема оценки экономического эффекта международных спортивных соревнований, мегасобытий и франшиз. Указывается наличие двух полюсов информации об экономическом эффекте спортивных событий: позитивного и скептического. Как правило, позитивные оценки характерны для отчётов организаторов событий и привлечённых консультантов. Приведены примеры позитивных расчётов эффекта массовых триатлонов, основанных на выявлении прямых расходов участников. Скептические оценки больше характерны для независимых экономистов в англоязычных рецензируемых научных изданиях. Описаны эффекты замещения, вытеснения, временного сдвига, случайных посетителей и утечек, не учитываемые в позитивных отчетах и представляющие методическую проблему для корректной оценки. Показано наличие консенсуса среди западных экономистов против субсидий в пользу мегастадионов, спортивных мегасобытий и франшиз. Почему субсидирование существует, несмотря на отсутствие позитивного экономического эффекта? Этот вопрос обсуждается через описание случаев стадиона Ballpark и Олимпиады 2012, где указывается на рентоориентированное поведение и эксплуатацию социально-политических выгод от спорта. Делается вывод: утверждения об экономическом эффекте спортивных мегасобытий и франшиз зачастую являются нарративом заинтересованных групп.

Библиографические ссылки

  1. Агеев В. И., Алтухов С. В. Сравнительный анализ расходов и экономического эффекта Чемпионатов мира по футболу (1998–2018) // Журнал новой экономической ассоциации. 2018. № 4 (40). С. 158–167. DOI: 10.31737/2221–2264–2018–40–4–7
  2. Адельфинский, А. С. Назло рекордам. Опыт исследования массового спорта. М.: ИД Дело РАНХиГС, 2018. ISBN: 978–5–7749–1297–1
  3. Адельфинский А. С. Экономика массовых соревновательных событий // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1–1 (42). С. 174–178.
  4. Капогузов Е. А. Уроки «Мостовика»: строительство спортивной инфраструктуры и политико-административный ресурс // ЭКО. 2018. № 7 (529). С. 131–145. http://dx.doi.org/10.30680/ECO0131–7652–2018–7–131–145
  5. Купер С., Шимански С. Футболономика. Почему Англия проигрывает, Германия и Бразилия выигрывают, а США, Япония, Австралия, Турция и даже Ирак выходят на первый план. М.: Альпина Паблишер, 2011.
  6. Нуреев Р. М., Маркин Е. В. Олимпийский деловой цикл // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 3. C. 50–65.
  7. Нуреев Р. М., Маркин Е. В. Эти разные олимпийские игры // Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 3. C.10–28.
  8. Пасынкова В. В., Карбаинов Н. И. Спортивные мегасобытия: междисциплинарный подход // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 5. C. 5–7.
  9. Пилипенко И. В. Использование анализа затраты – выгоды для оценки эффективности государственных инвестиционных проектов (на примере зимних Олимпийских игр-2014 в Сочи) // Вопросы экономики, 2011. № 11. C.57–78.
  10. Тулохонов А. К. О цене “хлеба и зрелищ”, или послесловие к Чемпионату мира по футболу в России // ЭКО. 2018. № 8 (530). С. 180–189. DOI: 10.30680/ЕСО0131–7652–2018–8–180–189
  11. Andreff, W. (2012). The winner’s curse: why is the cost of sports mega-events so often underestimated? Maennig W., Zimbalist A. International Handbook on the Economics of Mega Sporting Events. Edward Elgar, Pp.37–69.
  12. Baumann, R.W., Matheson, V.A., Muroi, C. (2009). Bowling in Hawaii. Examining the effectiveness of sports-based tourism strategies. Journal of Sports Economics. Р. 107.
  13. Baumann, R., Matheson, V. (2015). Many Happy Returns? The Pro-Bowl, Mega-events, and Tourism in Hawaii. College of the Holy Cross, Econ. Depart. Paper. No. 15–05.
  14. Bennett, J.T. (2012). They Play, You Pay: Why Taxpayers Build Ballparks, Stadiums, and Arenas for Billionaire Owners and Millionaire Players. Springer.
  15. Book review (1997): Sports, Jobs, & Taxes: Are New Stadiums Worth the Cost? (ed.) Noll R. G., Zimbalist A. The Brookings Institution. 01.07.
  16. Buch, T. (2006). Resident Perceptions of Event Impacts Taupo & Ironman New Zealand. Auckland University of Technology.
  17. Coates, D., Humphreys, B.R. (2008). Do Economists Reach a Conclusion on Subsidies for Sports Franchises, Stadiums, and Mega-Events? Econ Journal Watch. Vol. 5. No. 3.
  18. Delaney, K.J., Eckstein, R. (2003). Public Dollars, Private Stadiums: The Battle over Building Sports Stadiums. Rutgers University Press.
  19. DeMause, N., Cagan, J. (2008). Field of Schemes: How the Great Stadium Swindle Turns Public Money into Private Profit. Bison Books.
  20. Lee, S. (2001). A Review of Economic Impact Studies on Sporting Events. The Sports Journal, 4(2).
  21. Matheson, V. (2006). Economic impact analysis. Handbook on the economics of sport / ed. by Andreff W., Szymanski S. Elgar. Р. 137.
  22. Matheson, V. (2002). Upon Further Review: An Examination of Sporting Event Economic Impact Studies. The Sport Journal. Vol. 5. Nо.1. Р. 137.
  23. Reese, S. (2008). An examination of direct spending patterns and economic impact figures associated with the 2007 XTERRA World Championship. VAHPERD Journal. Vol.29. No. 4. P. 3+.
  24. Rosentraub, M.S. (1997). Major League Losers: The Real Cost of Sports And Who’s Paying For It. Basic Books.
  25. Solberg, H.A., Preuss, H. (2007). Major sport events and longterm tourism impacts. Journal of Sport Management. Nо. 21. Р. 227.
  26. Whaples, R. (2006). Do Economists Agree on Anything? Yes! Economists’ Voice. Vol. 3, Issue 9: 1–6.