Открытый доступ Открытый доступ  Ограниченный доступ Платный доступ или доступ для подписчиков

Деньги на телеграммы? Об экономическом эффекте международных спортивных событий


Полный текст:

PDF


Аннотация


В статье рассмотрена проблема оценки экономического эффекта международных спортивных соревнований, мегасобытий и франшиз. Указывается наличие двух полюсов информации об экономическом эффекте спортивных событий: позитивного и скептического. Как правило, позитивные оценки характерны для отчётов организаторов событий и привлечённых консультантов. Приведены примеры позитивных расчётов эффекта массовых триатлонов, основанных на выявлении прямых расходов участников. Скептические оценки больше характерны для независимых экономистов в англоязычных рецензируемых научных изданиях. Описаны эффекты замещения, вытеснения, временного сдвига, случайных посетителей и утечек, не учитываемые в позитивных отчетах и представляющие методическую проблему для корректной оценки. Показано наличие консенсуса среди западных экономистов против субсидий в пользу мегастадионов, спортивных мегасобытий и франшиз. Почему субсидирование существует, несмотря на отсутствие позитивного экономического эффекта? Этот вопрос обсуждается через описание случаев стадиона Ballpark и Олимпиады 2012, где указывается на рентоориентированное поведение и эксплуатацию социально-политических выгод от спорта. Делается вывод: утверждения об экономическом эффекте спортивных мегасобытий и франшиз зачастую являются нарративом заинтересованных групп.

А. С. Адельфинский
МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва

кандидат экономических наук

Литература


    • Агеев В. И., Алтухов С. В. Сравнительный анализ расходов и экономического эффекта Чемпионатов мира по футболу (1998–2018) // Журнал новой экономической ассоциации. 2018. № 4 (40). С. 158–167. DOI: 10.31737/2221–2264–2018–40–4–7
    • Адельфинский, А. С. Назло рекордам. Опыт исследования массового спорта. М.: ИД Дело РАНХиГС, 2018. ISBN: 978–5–7749–1297–1
    • Адельфинский А. С. Экономика массовых соревновательных событий // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1–1 (42). С. 174–178.
    • Капогузов Е. А. Уроки «Мостовика»: строительство спортивной инфраструктуры и политико-административный ресурс // ЭКО. 2018. № 7 (529). С. 131–145. http://dx.doi.org/10.30680/ECO0131–7652–2018–7–131–145
    • Купер С., Шимански С. Футболономика. Почему Англия проигрывает, Германия и Бразилия выигрывают, а США, Япония, Австралия, Турция и даже Ирак выходят на первый план. М.: Альпина Паблишер, 2011.
    • Нуреев Р. М., Маркин Е. В. Олимпийский деловой цикл // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 3. C. 50–65.
    • Нуреев Р. М., Маркин Е. В. Эти разные олимпийские игры // Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 3. C.10–28.
    • Пасынкова В. В., Карбаинов Н. И. Спортивные мегасобытия: междисциплинарный подход // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 5. C. 5–7.
    • Пилипенко И. В. Использование анализа затраты  выгоды для оценки эффективности государственных инвестиционных проектов (на примере зимних Олимпийских игр-2014 в Сочи) // Вопросы экономики, 2011. № 11. C.57–78.
    • Тулохонов А. К. О цене “хлеба и зрелищ”, или послесловие к Чемпионату мира по футболу в России // ЭКО. 2018. № 8 (530). С. 180–189. DOI: 10.30680/ЕСО0131–7652–2018–8–180–189
    • Andreff, W. (2012). The winner’s curse: why is the cost of sports mega-events so often underestimated? Maennig W., Zimbalist A. International Handbook on the Economics of Mega Sporting Events. Edward Elgar, Pp.37–69.
    • Baumann, R.W., Matheson, V.A., Muroi, C. (2009). Bowling in Hawaii. Examining the effectiveness of sports-based tourism strategies. Journal of Sports Economics. Р. 107.
    • Baumann, R., Matheson, V. (2015). Many Happy Returns? The Pro-Bowl, Mega-events, and Tourism in Hawaii. College of the Holy Cross, Econ. Depart. Paper. No. 15–05.
    • Bennett, J.T. (2012). They Play, You Pay: Why Taxpayers Build Ballparks, Stadiums, and Arenas for Billionaire Owners and Millionaire Players. Springer.
    • Book review (1997): Sports, Jobs, & Taxes: Are New Stadiums Worth the Cost? (ed.) Noll R. G., Zimbalist A. The Brookings Institution. 01.07.
    • Buch, T. (2006). Resident Perceptions of Event Impacts Taupo & Ironman New Zealand. Auckland University of Technology.
    • Coates, D., Humphreys, B.R. (2008). Do Economists Reach a Conclusion on Subsidies for Sports Franchises, Stadiums, and Mega-Events? Econ Journal Watch. Vol. 5. No. 3.
    • Delaney, K.J., Eckstein, R. (2003). Public Dollars, Private Stadiums: The Battle over Building Sports Stadiums. Rutgers University Press.
    • DeMause, N., Cagan, J. (2008). Field of Schemes: How the Great Stadium Swindle Turns Public Money into Private Profit. Bison Books.
    • Lee, S. (2001). A Review of Economic Impact Studies on Sporting Events. The Sports Journal, 4(2).
    • Matheson, V. (2006). Economic impact analysis. Handbook on the economics of sport / ed. by Andreff W., Szymanski S. Elgar. Р. 137.
    • Matheson, V. (2002). Upon Further Review: An Examination of Sporting Event Economic Impact Studies. The Sport Journal. Vol. 5. Nо.1. Р. 137.
    • Reese, S. (2008). An examination of direct spending patterns and economic impact figures associated with the 2007 XTERRA World Championship. VAHPERD Journal. Vol.29. No. 4. P. 3+.
    • Rosentraub, M.S. (1997). Major League Losers: The Real Cost of Sports And Who’s Paying For It. Basic Books.
    • Solberg, H.A., Preuss, H. (2007). Major sport events and longterm tourism impacts. Journal of Sport Management. Nо. 21. Р. 227.
    • Whaples, R. (2006). Do Economists Agree on Anything? Yes! Economists’ Voice. Vol. 3, Issue 9: 1–6.

Адельфинский А. С. Деньги на телеграммы? Об экономическом эффекте международных спортивных событий. ЭКО. 2019;49(7):99-122. http://dx.doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2019-7-99-122


DOI: http://dx.doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2019-7-99-122

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM