Том 49 № 4 (2019)
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Эффекты сопроизводства социальной инфраструктуры местными сообществами в России

И. Шагалов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва

Опубликован 29.03.2019

Ключевые слова

  • сопроизводство,
  • общественно-государственное партнерство,
  • ТОС,
  • местные сообщества,
  • социальный капитал,
  • общественные блага,
  • коллективные ресурсы
  • ...Показать
    Скрыть

Как цитировать

1.
Шагалов И. Эффекты сопроизводства социальной инфраструктуры местными сообществами в России. ECO [Интернет]. 29 март 2019 г. [цитируется по 26 декабрь 2024 г.];49(4):153-72. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/3641

Аннотация

В экономике принято считать, что сопроизводство местными сообществами общественных благ достаточно полезно для восполнения провалов государственного управления. В статье описывается практика реализации сообществами территориального общественного самоуправления (ТОС) проектов по сопроизводству социальной городской инфраструктуры. На примере кейсов ТОС Кировской области и данных по другим российским регионам продемонстрировано, что эффекты от сопроизводства могут быть разнонаправленными. Результаты исследования позволяют сделать выводы об условиях возникновения ТОС. По мнению автора, самоуправление активизируется, когда в обществе одновременно существуют гражданская беспомощность, гражданская ответственность и патернализм. ТОСы возникают в ответ на дисбаланс, при котором запрос на качественную социальную инфраструктуру не обеспечивается предложением государства. Однако несмотря на распространенную среди экономистов точку зрения о положительном эффекте от участия местных сообществ в сопроизводстве общественных благ, мы установили и другие эффекты. Во-первых, исполнительная власть «сбрасывает» свои обязанности на плечи граждан (через ТОС), восполняя дефицит бюджетных средств, а во-вторых, приобретает поддержку населения, выраженную в одобрении существующих, возможно, не всегда эффективных, политических институтов и росте доверия к ним.

Библиографические ссылки

  1. Богданова Е.А. Государственное регулирование НКО: сила и слабость российского гражданского общества. Введение // Laboratorium. 2017. № 3.
  2. Bogdanova, E.A. (2017). NGOs under state regulation: strengths and weaknesses of Russian civil society. Introduction. Laboratorium. No. 3. (In Russ.).
  3. Мерсиянова И.В. Институты самоорганизации по месту жительства и качество жизни населения//Журнал исследований социальной политики. 2009. Т. 7. № 4. С. 535-550.
  4. Mersijаnova, I.V. (2009). Community-based self-organization institutes and the quality of people`s life. Zhurnal issledovanii social’noi politiki. Tom 7. No. 4. Pp. 535–550. (In Russ.).
  5. Мерсиянова И.В. (2010). Роль ТОС в формировании гражданского общества в России // Муниципальная Россия. № 4 (10).
  6. Mersijаnova, I.V. (2010). The role of TOS in the formation of civil society. Municipal’najа Rossijа. No. 4 (10). (In Russ.).
  7. Полищук Л. Порознь или сообща: социальный капитал в развитии городов. М.: Strelka Press, 2014.
  8. Polishchuk, L. (2014). Separately or together: social capital in the development of cities. Moscow, Strelka Press. (In Russ.).
  9. Полтерович В.М., Попов В.В., Тонис А.С. 2008. Нестабильность демократии в странах, богатых ресурсами // Экономический журнал Высшей школы экономики. Т. 12. № 2. С. 176–200.
  10. Polterovich, V.M., Popov, V.V., Tonis, A.S. (2008). Democratic instability in resource-rich countries. Ehkonomicheskij zhurnal Vysshej shkoly ehkonomiki. Vol. 12. No. 2. P. 176–200. (In Russ.).
  11. Шомина Е.С. Самоорганизация жителей на локальном уровне. Отчет о научно-исследовательской работе. М.: Лаборатория исследования гражданского общества ГУ ВШЭ, 2007.
  12. Shomina, E.S. (2007). Self-organization of residents at the local level. Report on research work. Moscow. Laboratorijа issledovanijа grazhdanskogo obshestva GU VSHYe. (In Russ.).
  13. Шомина Е.С. 2010. Трансформация взаимодействия ТОС и местного самоуправления // Муниципальная Россия. № 4(10). С. 77-87.
  14. Shomina, E.S. (2010). Transformation of interaction between TOS and local self-government. Municipal’najа Rossijа. No. 4(10). Pp. 77-87. (In Russ.).
  15. Ackerman, J. (2004). Co-Governance for Accountability: Beyond «Exit» and «Voice». World Development, 32. Issue 3. Pp. 447-463.
  16. Almond, G.A., Verba, S. (1963). The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in. Five Nations. Princeton.
  17. Robert J. Barro. (1998). Determinants of Economic Growth: A Cross-Country Empirical Study. MIT Press Books, The MIT Press, edition 1, volume 1, number 0262522543, April.
  18. Barro, Robert. (1999). Determinants of Democracy. Journal of Political Economy. 107. Issue S6. Pp. S158-S183.
  19. Boix, C., Posner, D. (1998). Social Capital: Explaining Its Origins and Effects on Government Performance. British Journal of Political Science, 28(4) Pp. 686-693. (b).
  20. Brooks, Leah & Strange, William, C. (2011). The micro-empirics of collective action: The case of business improvement districts. Journal of Public Economics, Elsevier. Vol. 95(11). Pp. 1358-1372.
  21. Daucé, Françoise. (2014). The Government and Human Rights Groups in Russia: Civilized Oppression? Journal of Civil Society. 10(3). Pp. 239–254.
  22. Foster, Sheila R. (2013). Collective Action and the Urban Commons. 87 Notre Dame L. Rev. 57.
  23. Foster, Sheila R. and Iaione, Christian. (2016). The City as a Commons. Yale Law & Policy Review. Vol. 34. Iss. 2. Article 2.
  24. Gurgur, T. (2016). Voice, exit and local capture in public provision of private goods. Economics of Governance. No. 17(4). Рр. 397–424.
  25. Halpern, D. (2005). Social Capital. Cambridge: Polity.
  26. Hirschman, A. (1970). Exit, Voice, and Loyalty: Responses to Decline in Firms, Organizations, and States. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  27. Knack, S., Keefer, Ph. (1997). Does Social Capital Have an Economic Payoff? A Cross-Country Investigation. Quarterly Journal of Economics. Vol. 112. No. 4.
  28. Menyashev, R., Polishchuk, L. (2011). Does Social Capital Have Economic Payoff in Russia? / NRU Higher School of Economics. Series WP10. No. 01.
  29. Menyashev, R., Polishchuk, L. (2018). Social Capital and Governance: Dark and Bright Sides. Mimeo.
  30. Mertha, A. (2009). Fragmented Authoritarianism 2.0: Political pluralization in the Chinese policy process. The China Quarterly, 200. Рр. 995–1012.
  31. Nannicini, T. et al. (2011). Social Capital and Political Accountability. Mimeo.
  32. Ostrom, E., R.B. Parks, & G.P. Whitaker. (1978). Patterns of Metropolitan Policing. Cambridge, MA: Ballinger.
  33. Ostrom, E. (1996). Crossing the great divide: Coproduction, synergy, and development. World Development, 24, (6). Рр. 1073-1087.
  34. Ostrom, E. (2000). Collective Action and the Evolution of Social Norms. Journal of Economic Perspectives, 14(3). Рр. 137-158.
  35. Putnam, R. (1993). Making democracy work: Civic traditions in modern Italy. Princeton, N.J. Princeton University Press.
  36. Salamon, Lester M., Vladimir B. Benevolenski, and Lev I. Jakobson. (2015). Penetrating the Dual Realities of Government–Non-Profit Relations in Russia. Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 26(6). Рр. 2178–2214.
  37. Shagalov, I. (2015). The Interaction of Grassroots Communities and Local Authorities in Russia. Working papers by NRU Higher School of Economics. Series EC «Economics». No. 97.
  38. Skokova, Yulia. (2017). Russia: Civil Society Sector Divided. Pp. 126–145 in 2016 Report on the State of Civil Society in the EU and Russia, edited by Elena Belokurova. Berlin: EU-Russia Civil Society Forum.
  39. Sobolev, A.S. (2014). Trial by Fire: a Natural Disaster’s Impact on Support for the Authorities in Rural Russia (coauthored with Lazarev, E., Soboleva I. and Sokolov B.). World Politics. 66(4). Pр. 641-668.
  40. Verschuere, B., T. Brandsen and V. Pestoff. (2012). Co-production: The State of the Art in Research and the Future Agenda. VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, 20 (1). Рр. 1-19.
  41. Weingast, Barry R. (1995). The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Development. Journal of Law, Economics, and Organization (Spring). 11. Рр. 1-31.