Том 48 № 8 (2018)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

НЮАНСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. Михайличенко
Холмс институт
Bio

Опубликован 14.09.2018

Ключевые слова

  • РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
  • СТРУКТУРА РЫНКА,
  • НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА

Как цитировать

1.
Михайличенко С. НЮАНСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ECO [Интернет]. 14 сентябрь 2018 г. [цитируется по 24 август 2024 г.];48(8):133-47. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/1648

Аннотация

В статье анализируется экономическая структура функций образовательного учреждения с целью выбора оптимального подхода к регулированию и реформе рынка высшего образования. Автор считает, что содержание программ и отдельных предметов, а также написание экзаменационных работ представляют собой естественные монополии, что подразумевает их активное регулирование со стороны государства. Aкадемическое администрирование является олигополией и нуждается лишь в минимальном государственном мониторинге. Непосредственно преподавание проявляeт качества монополистической конкуренции, поэтому оптимизация деятельности этого сектора с целью достижения максимальной общественной пользы может быть предоставленa рыночным силам без вмешательства государства. Предлагаемая реформа позволяет одновременно решить проблемы качества образования и государственного финансирования.

Библиографические ссылки






1.

Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Экспорт российских образовательных услуг: Стат. сб. 2016. Вып. 6/Министерство образования и науки Российской Федерации. -Социоцентр. .




Контекст:
...Более того, образование может стать серьёзной статьёй экспорта (притом, что доходы от высшего образования сильно сократились за последние 10-15 лет) [Арефьев, Шереги, 2016]...





2.

Altbach P., Reisberg L., Rumbley L. (2009). Trends in global higher education: Tracking an academic revolution. Chestnut Hill, MA: Boston College Center for International Higher Education.




Контекст:
...Во многих странах к концу ХХ столетия доля студентов в этой возрастной группе превысила 30%, что потребовало поиска новых способов финансирования высшего образования [Altbach et al, 2009]......Этот подход реализуется только в США, где выпускники высших учебных заведений делают крупные пожертвования на субсидии для низших социально-экономических групп и научные изыскания [Altbach et al, 2009]......Английский становится не только языком бизнеса, на нем общаются преподаватели всего мира [Altbach et al, 2009]......Проблемы с качеством выпускников испытывают не только Россия, но и другие страны [Altbach et al, 2009]......Sociocentre. (In Russ.)]. Altbach P., Reisberg L., Rumbley L. (2009)...





3.

Bagshaw E., Smith A. (2016). Education policy not adding up: OECD asks whats wrong with Australias schools? Sydney Morning Herald. March 25.




Контекст:
...Ситуация усугубляется еще и тем, что австралийские средние школы сами хронически не могут решить проблему с качеством преподавателей и поставляют университетам неподготовленных абитуриентов [Bagshaw and Smith, 2016]......Chestnut Hill, MA: Boston College Center for International Higher Education. 146 МИХАЙЛИЧЕНКО С.Н. Bagshaw E., Smith A. (2016)...





4.

Banerjee A., Duflo E. (2008). What is middle class about the middle classes around the world? Journal of Economic Perspectives. Vol. 22. No. 2. Рp. 3-28.




Контекст:
...В долговременной перспективе это может привести к замедленному накоплению человеческого капитала и снижению конкурентоспособности страны [Banerjee and Duflo, 2008; Bussolo et al., 2007; Kharas 2010; Ravallion, 2009, Shrivastava and Shrivastava, 2014]......March 25. Banerjee A., Duflo E. (2008)...





5.

Bussolo M., De Hoyos R. E., Medvedev D., van der Mensbrugghe D. (2007). Global growth and distribution: Are China and India reshaping the world? World Bank Policy Research Working Papers. No. 4392.




Контекст:
...В долговременной перспективе это может привести к замедленному накоплению человеческого капитала и снижению конкурентоспособности страны [Banerjee and Duflo, 2008; Bussolo et al., 2007; Kharas 2010; Ravallion, 2009, Shrivastava and Shrivastava, 2014]...





6.

Carnoy M., Frourmin I., Loyalka P., Tilak J. (2014). The concept of public goods, the state, and higher education finance. Higher Education. Vol. 68. Рp. 359-378.




Контекст:
...Другие страны, напротив, пытаются наращивать количество студентов за счет бюджетных средств, но, столкнувшись с проблемой бюджетного дефицита и невозможностью дать образование всем желающим, устанавливают квоты на студенческие места [Carnoy et al, 2014]......Беларусь, где образование считается общественным продуктом, поэтому определенное количество мест в университетах предоставляется для наиболее успешных выпускников школ и представителей национальных меньшинств [Carnoy et al, 2014]......К сожалению, поиск идет в направлении адаптации российской системы высшего образования к западным, где существуют те же проблемы и, как в России, отсутствуют их решения [Carnoy et al, 2014]...





7.

Coffman J. (2003). Higher Education in the Gulf: Privatization and Americanization. International Higher Education. Vol. 33. Рp. 17-19.




Контекст:
...Это Кувейт, Бахрайн, Вьетнам [Coffman, 2003] и большая часть земель Германии (Thomsen and von Haaren-Giebel, 2016], где образование признается полностью общественным продуктом и финансируется за счет бюджета с минимальными ограничениями для выпускников средних школ с низкими или средними баллами......Рp. 359-378. Coffman J. (2003)...





8.

Corrales J. (1999). The Politics of Education Reform: Bolstering the Supply and Demand; Overcoming Institutional Blocks. Washington DC: World Bank, Human Development Network.




Контекст:
...Реформа качества высшего образования стала камнем преткновения еще и потому, что затраты на нее в большей мере ложатся на плечи университетов, а блага сравнительно равномерно распределяются в обществе [Corrales, 1999]......Рp. 17-19. Corrales J. (1999)...





9.

Crosier D. and Parveva T. (2013) Bologna Process: Its Impact on Europe and Beyond. Paris: UNESCO.




Контекст:
...Правительства многих стран, включая Россию, ищут пути для выхода на международный рынок образования и успешно продвигаются к полной стандартизации образовательных программ [Crosier and Parveva, 2013; Lorenz, 2010]......Россия уже примкнула к Болонскому процессу, подразумевающему стандартизацию программ и предметов и свободное движение студентов и преподавателей между вузами [Crosier and Parveva, 2013; Lorenz, 2010]......Washington DC: World Bank, Human Development Network. Crosier D. and Parveva T. (2013) Bologna Process: Its Impact on Europe and Beyond...





10.

Darden K. (2008). The integrity of corrupt states: graft as an informal state institution. Politics & Society. Vol. 36. Рp. 35-59.




Контекст:
...Нюансы образовательного процесса и их значение для реформы высшего образования 137 низкими зарплатами преподавателей университетов, исторической привычкой к устным экзаменам с фиксированым набором вопросов и распространенной в связи с этим коррупцией 5 [Darden, 2008; Knox, 2008]......Paris: UNESCO. Darden K. (2008)...









11. DIICCSRTE (2013). Students: selected higher education statistics 2012, Canberra: Department of Industry, Innovation, Climate Change, Science, Research and Tertiary Education.
12. Guri-Rosenblit S. (2009). Digital Technologies in Higher Education: Sweeping Expectations and Actual Effects. New York, Nova Science. Контекст: ...Available at: http://www.ird.govt.nz/studentloans/ 3 URL: https://docs.education.gov.au/system/files/doc/other/he_reform_paper_driving_innovation_fairness_and_excellenc e3_may_2016.pdf 136 МИХАЙЛИЧЕНКО С.Н. студентам лекции и семинары на своих порталах без обязательного посещения классов [Guri-Rosenblit, 2009]......Students: selected higher education statistics 2012, Canberra: Department of Industry, Innovation, Climate Change, Science, Research and Tertiary Education. Guri-Rosenblit S. (2009)...
13. How America Pays for the College. (2014). Sallie Maes National Study of College Students and Parents. Washington DC: Sallie Mae. Контекст: ...Так, в Соединенных Штатах Америки с начала 1990-х доля бюджетного финансирования университетов сократилась с 80 до 10% [How America.., 2014]...
14. Kharas H. (2010). The emerging middle class in developing countries. OECD Development Centre Working Papers. No. 285. Контекст: ...В долговременной перспективе это может привести к замедленному накоплению человеческого капитала и снижению конкурентоспособности страны [Banerjee and Duflo, 2008; Bussolo et al., 2007; Kharas 2010; Ravallion, 2009, Shrivastava and Shrivastava, 2014]......Washington DC: Sallie Mae. Kharas H. (2010)...
15. Knox C. (2008). Kazakhstan: modernizing government in the context of political inertia. International Review of Administrative Sciences. Vol. 74. No. 3. Рp. 477-496. Контекст: ...Нюансы образовательного процесса и их значение для реформы высшего образования 137 низкими зарплатами преподавателей университетов, исторической привычкой к устным экзаменам с фиксированым набором вопросов и распространенной в связи с этим коррупцией 5 [Darden, 2008; Knox, 2008]......No. 285. Knox C. (2008)...
16. Lorenz C. (2010). Higher education policies in the European Union, the knowledge economy and neo-liberalism. Aug. 18. Available at: www.espacestemps.net/articles/higher-education-policies-in-the-european-union-the-lsquoknowledge-economyrsquo-and-neo-liberalism. Контекст: ...Правительства многих стран, включая Россию, ищут пути для выхода на международный рынок образования и успешно продвигаются к полной стандартизации образовательных программ [Crosier and Parveva, 2013; Lorenz, 2010]......Россия уже примкнула к Болонскому процессу, подразумевающему стандартизацию программ и предметов и свободное движение студентов и преподавателей между вузами [Crosier and Parveva, 2013; Lorenz, 2010]......Рp. 477-496. Lorenz C. (2010)...
17. Massaro V. (2013). TEQSA and the holy grail of outcomes-based quality assessment. In: S. Marginson, (ed.). Tertiary Education Policy in Australia, Melbourne: Centre for the Study of Higher Education, The University of Melbourne. Контекст: ...При общепринятой в мире практике невмешательства в дела преподавателей последние фактически являются последней инстанцией контроля за качеством собственной работы [Massaro, 2013]......Available at: www.espacestemps. net/articles/higher-education-policies-in-the-european-union-the-lsquoknowledgeeconomyrsquo-and-neo-liberalism. Massaro V. (2013)...
18. Mikhailitchenko S. (2011). Teaching Quantitative Subjects to Non-Mathematical Students: Progressive Assessment and Learning Outcomes, ERAS Conference 2011 Empowering Educators as Researchers: Exploring Ideas and Enhancing Practices, in conference proceedings, Singapore, 8-9. Available at: http://www.eras.org.sg/proceedings.htm Контекст: ...Например, в одной из работ [Mikhailitchenko, 2011] показано, что в результатах экзаменов одного университета на Западе, аккредитованного Американской ассоциацией школ бизнеса, полностью отсутствуют оценки между 45 и проходным баллом 50, а процент успешной......Tertiary Education Policy in Australia, Melbourne: Centre for the Study of Higher Education, The University of Melbourne. Mikhailitchenko S. (2011)...
19. Mikhailitchenko S. (2013). Selecting the right assessment type for the freshmen students at a Middle Eastern University. The article presented at the 2nd QAAET Conference 18-20 February 2013, Bahrain. Контекст: ...математике, поставленные на подготовительных курсах в этом заведении, не имеют ничего общего с действительностью и что студенты не знают даже основ того, что они должны были знать на продвинутом уровне [Mikhailitchenko, 2013]......Available at: http://www.eras.org.sg/ proceedings.htm Mikhailitchenko S. (2013)...
20. Norton A., Cherastidtham I. (2016). HELP for the future: Fairer repayment of student debt. Grattan Institute Report. No. 4. Контекст: ...Этот подход очень похож нa социалистический, поскольку около 90% займов будут возвращены в течение нескольких десятков лет, а некоторые не будут выплачены никогда 3 [Norton and Cherastidtham, 2016]......The article presented at the 2 nd QAAET Conference 18-20 February 2013, Bahrain. Norton A., Cherastidtham I. (2016)...
21. Oxford Analitica (2004). RUSSIA: Government starts reform of higher education. Oxford Analytica Daily Brief Service. Apr. 13. Контекст: ...Стремясь к повышению качества в сфере высшего образования, российское правительство работает над программой единых госэкзаменов для аккредитованных образовательных учреждений [Oxford Analytica, 2004], но делает это без учета экономической структуры самих образовательных учреждений и пытается регулировать всю отрасль целиком......Стоит также отметить недостатки концентрации государственных ресурсов на элитных университетах [Oxford Analytica, 2004]......Нюансы образовательного процесса и их значение для реформы высшего образования 147 Oxford Analitica (2004)...
22. Ravallion M. (2009). The developing worlds bulging (but vulnerable) middle class. World Development. Vol. 38(4). Pp. 445-454. Контекст: ...В долговременной перспективе это может привести к замедленному накоплению человеческого капитала и снижению конкурентоспособности страны [Banerjee and Duflo, 2008; Bussolo et al., 2007; Kharas 2010; Ravallion, 2009, Shrivastava and Shrivastava, 2014]......Apr. 13. Ravallion M. (2009)...
23. Saunders D. B. (2010). Neoliberal ideology and public higher education in the United States. Journal for Critical Education Policy Studies. Vol. 8. No. 1. Рp. 41-77. Контекст: ...положительных экстерналий от образования, но основан на том, что сознательные частные лица с высокими доходами могут пожертвовать средства на образование, чтобы облегчить доступ своим менее удачливым согражданам [Saunders, 2010]......Pp. 445-454. Saunders D. B. (2010)...
24. Shrivastava M., Shrivastava S. (2014). Political economy of higher education: comparing South Africa to trends in the world. High Education. Vol. 67. Рp. 809-822. Контекст: ...В долговременной перспективе это может привести к замедленному накоплению человеческого капитала и снижению конкурентоспособности страны [Banerjee and Duflo, 2008; Bussolo et al., 2007; Kharas 2010; Ravallion, 2009, Shrivastava and Shrivastava, 2014]......Рp. 41-77. Shrivastava M., Shrivastava S. (2014)...
25. Sigalov A., Skuratov A. (2012). Educational Portals and Open Educational Resources in Russian Federation. Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in Education. Контекст: ...Cозданные при поддержке российского Правительства образовательные порталы (Единое окно 6 и многочисленные сайты университетов), казалось бы, свидетельствуют о понимании того, что Интернет позволяет значительно снизить себестоимость высшего образования [Sigalov and Skuratov, 2012]......Рp. 809-822. Sigalov A., Skuratov A. (2012)...
26. Thomsen S., von Haaren-Giebel F. (2016). Did tuition fees in Germany constrain students budgets? New evidence from a natural experiment. IZA Journal of European Labor Studies. Vol. 5. No.1. Рp. 1-25. Контекст: ...Это Кувейт, Бахрайн, Вьетнам [Coffman, 2003] и большая часть земель Германии (Thomsen and von Haaren-Giebel, 2016], где образование признается полностью общественным продуктом и финансируется за счет бюджета с минимальными ограничениями для выпускников средних школ с низкими или средними баллами......Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in Education. Thomsen S., von Haaren-Giebel F. (2016)...
27. Trow M. (2006). Reflections on the transition from elite to mass to universal access: Forms and phases of higher education in modern societies since WWII. In: J.J.F. Forest, P. G. Altbach (eds.), International Handbook of Higher Education, Dordrecht, The Netherlands, Springer. Рp. 243-280. Контекст: ...С середины 1970-х сложилось мнение, что, если доля студентов в возрастной группе от 17 до 24 лет превышает 15%, система высшего образования перестаёт быть элитной и становится ЭКО. - 2018. - № 8 134 МИХАЙЛИЧЕНКО С.Н. массовой [Trow, 2006]......Рp. 1-25. Trow M. (2006)...