Том 46 № 7 (2016)
ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ

Е. Тимушев
Коми научный центр УрО РАН
Bio

Опубликован 15.07.2018

Ключевые слова

  • НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА,
  • МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ,
  • ТРАНСФЕРТ,
  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА,
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТА

Как цитировать

1.
Тимушев Е. СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ. ECO [Интернет]. 15 июль 2018 г. [цитируется по 9 апрель 2025 г.];46(7):139-52. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/1515

Аннотация

В статье обосновываются важность межбюджетных трансфертов и их влияние не только на сбалансированность бюджетов, но и эффективность осуществления расходов, представлены результаты анализа исследований межбюджетных отношений в бюджетной системе РФ, предлагаются пути их совершенствования. Рекомендуется осуществить децентрализацию расходных полномочий, уменьшить число трансфертов, распределяя оставшиеся по открытой и понятной формуле и не меняя утвержденные суммы в течение финансового года, перейти к блочным широкоцелевым субсидиям, сократить число, увеличить долю нецелевых субвенций и расширить полномочия при использовании целевых трансфертов. Рекомендации призваны благоприятно повлиять на сбалансированность и обеспечить реализацию принципа самостоятельности бюджетов.

Библиографические ссылки






1.

Pruddhome R. The dangers of decentralization//The World Bank Research Observer. -1995. -Vol. 10. -№ 2 (Aug.). -Р. 201-220.





2.

Родионова В. М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты//Финансы. -2012. -№ 4. -С. 54-60.





3.

Швецов Ю. Г., Булаш О. А. Российская Федерация: федерализм почти не виден//ЭКО. -2008. -№ 10. -С. 162-172.





4.

Стратегия-2020: Новая модель роста -новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года/Под ред. Мау В. А., Кузьминова Я. И. -М.: Издательский дом Дело РАНХиГС, 2013. -Кн. 2. -408 с.





5.

Акиндинова Н. В., Кузьминов Я. И., Ясин Е. Г. Российская экономика на повороте: доклад к XV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (1-4 апреля 2014 г., Москва). -М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. -27 с.





6.

Силуанов А. Г. Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России: дисс докт. экон. наук. -М.: ФГБОУ ВПО РАНХиГС при Президенте РФ, 2012. -409 с.





7.

Гуриев С., Плеханов А., Сонин К. Экономический механизм сырьевой модели развития//Вопросы экономики. -2010. -№ 3. -С. 4-23.





8.

Полтерович В., Попов В., Тонис А. Механизмы ресурсного проклятия и экономическая политика//Вопросы экономики. -2007. -№ 6. -С. 4-27.





9.

Реформа фискального федерализма в России: проблема мягких бюджетных ограничений/Кадочников П. и др.//Экономическая политика. -2006. -№ 3. -С. 148-181.





10.

Мягкие бюджетные ограничения субнациональных властей: теория, практика и выводы для России/М. Виньо и др.//Экономическая политика. -2006. -№ 2. -С. 180-208.









11. Завьялов Д. Ю. Совершенствование формирования фондов финансовой поддержки: вариант решения//Финансы. -2012. -№ 6. -С. 14-18.
12. Межбюджетные отношения и субнациональные финансы/Алаев А. и др.//Российская экономика в 2013 году. Тенденции и перспективы. Вып. 35. -М.: ИЭПП им. Е. Т. Гайдара, 2014. -С. 76-94.
13. Перераспределение региональных доходов в рамках системы межбюджетных отношений в России/Кадочников П. и др.//Вопросы экономики. -2003. -№ 3. -С. 77-93.
14. Дмитриев М. Инвестиционные стратегии российских регионов: новые вызовы и возможности//Экономическая политика. -2006. -№ 4. -С. 19-30.
15. Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. Бюджетная политика и экономический рост//Вопросы экономики. -2013. -№ 8. -С. 35-59.
16. Христенко В. Б. Теория и методология построения механизмов бюджетного федерализма в Российской Федерации: дисс докт. экон. наук. -М.: АНХ при Правительстве РФ, 2002. -807 с.
17. Shah A. The reform of intergovernmental fiscal relations in developing and emerging market economies//The World Bank Policy and Research Series. -1994. -№ 23.
18. Oates W. E. The Theory of Public Finance in a Federal System//The Canadian Journal of Economics. -1968. -Vol. 1. -№ 1. -Р. 37-54.
19. Блауг М. 100 великих экономистов после Кейнса/Пер. с англ. под ред. М. А. Сторчевого. -СПб: Экономическая школа, 2008. -384 с.
20. Musgrave R. A. Approaches to a Fiscal Theory of Political Federalism//Public Finances: Needs, Sources, and Utilization. Princeton University Press, 1961. -P. 97-134.
21. Зубаревич Н. В. Региональное развитие и региональная политика за десятилетие экономического роста//Журнал Новой экономической ассоциации. -2009. -№ 1-2. -С. 161-174.
22. Oates W. E. An Essay on Fiscal Federalism//Journal of Economic Literature. -1999. -Vol. 37. -№ 3. -Р. 1120-1149.
23. Славгородская М., Летунова Т., Хрусталев А. Анализ финансовых аспектов реализации реформы местного самоуправления. Научные труды № 120Р. -М.: Изд-во ИЭПП, 2008. -289 с.
24. Ерошкина Л. А. Эволюция и совершенствование форм федеральных межбюджетных трансфертов в Российской Федерации: дисс канд. экон. наук. Волгоград: ГОУ ВПО Волгоградский государственный университет, 2008. -224 с.
25. Рекомендации Конференции по направлениям бюджетно-налоговой политики на среднесрочную перспективу//Экономическая политика. -2010. -№ 2. -С. 87-94.
26. Стародубровская И. Неэффективные социальные расходы в контексте пространственной политики//Экономическая политика. -2011. -№ 3. -С. 25-29.
27. Проблемы межбюджетных отношений в России/. -М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. -188 с.