Анонс: ЭКО планирует круглый стол по энергетике

Дата проведения:    предварительно – последняя неделя мая 2019 г.             (будет уточняться).

Место проведения: г. Новосибирск, пр. Лаврентьева, 17, конференц-зал ИЭОПП СО РАН

Модераторы:

- Суслов Никита Иванович, заместитель директора по научной работе ИЭОПП СО РАН;

- Бухаров Сергей Владимирович, независимый эксперт.

Ключевые спикеры:

- представитель Минэнерго России;  

- представитель «Сибирской генерирующей компании»;

- представители РАН (ИЭОПП СО РАН, ИСЭМ СО РАН, ИНП РАН);                                       

- представитель ПАО «Россети» (ПАО «МРСК Сибири»);   

- представитель Ассоциации «НП потребителей электрической энергии».

Проект программы:

10:00-11:30

Сессия 1. «Проблемы теплоснабжения: пути решения и социально-экономические последствия»

Ситуация с теплоснабжением в субъектах РФ Сибирского федерального округа неоднородна и варьируется от относительно благополучной до сложной, иногда доходящей до критической.

Обычно потребители воспринимают тепло в своих домах как нечто само собой разумеющееся, вспоминая о теплоэнергетиках только при серьезных порывах и в лютые морозы, когда проявляются огрехи системы теплоснабжения в отдельно взятом доме. Однако все более остро встают вопросы: насколько хватит этого относительного благополучия, и как скоро потребуются решительные меры, с учетом развития поселений, строительства новых микрорайонов и прироста населения, появления новых промышленных потребителей, а также экологических требований.

В отдельных городах и поселениях, где тариф на тепло выше, чем в среднем по региону, есть проблемы как с качеством услуг, так и со сбором платежей. В каждом населенном пункте своя история, но общим является понимание того, что необходимость модернизации объектов теплоэнергетики назрела везде, так как наблюдающееся относительное благополучие лишь маскирует отложенные проблемы.

Какие существуют варианты решения проблемы, в том числе что предлагает новая модель рынка тепла, обсудим на экспертной сессии «Проблемы теплоснабжения: пути решения и социально-экономические последствия».

Темы для обсуждения

- Ситуация с теплоснабжением в регионе: вызовы больших и малых городов.

- Планирование развития системы теплоснабжения – стала ли схема теплоснабжения адекватным инструментом?

- Выбор между централизованным и локальным теплоснабжением: почему, когда и как?

- Инвестиции в будущее: каким компаниям может быть выгодно участие в реализации инвестпроекта.

- Государственно-частное партнерство: опыт реализации проектов, недостатки и ограничения механизма.

- Переход на новую модель рынка тепла как возможность комплексного решения проблем, связанных с теплоснабжением.

- Новая модель рынка тепла. Устраивает ли предлагаемая модель модернизации муниципалитеты? Насколько они готовы к изменению тарифных условий?

- Дорожная карта реализации проекта: какие меры должны быть приняты для наиболее эффективной и продуктивной реализации реформы в интересах потребителей?

 

13:00-14:30

Сессия 2. «Электроэнергетика – последствия реформы и ее продолжение»

Надежды потребителей на снижение затрат на энергоснабжение, как результат снижения платежей по ДПМ, не оправдались. При этом новая программа модернизации основной упор делает на паросиловой цикл, т.е. консервирует на ближайшие десятилетия технологии середины прошлого века. Следовательно, рост эффективности производства электроэнергии не планируется, что не приведет к снижению ценовой нагрузки на потребителей.

Инвестиции в цифровизацию электрических сетей до 2030 года должны составить более 1,3 трлн руб. Результаты уже реализованных проектов заставляют потребителей с большим скепсисом относиться к уверениям энергетиков, что это не приведет к росту тарифов, раскручиванию инфляционной спирали и массовому переходу на собственную генерацию.

Тема глобальных изменений архитектуры энергосистем и энергетических рынков, как результата цифровизации энергетики, сегодня на подъеме. Насколько применим опыт отдельных проектов и стран к энергосистеме России в целом и к ее регионам? Как в угоду моде не потерять надежность энергоснабжения и не допустить необоснованных затрат, компенсировать которые должен будет потребитель? Какие технические решения обоснованно востребованы и эффективны?

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 №526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» целями реформирования российской электроэнергетики определялось обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей; там же определялся перечень задач, от решения которых зависит успех реформы.

Через 18 лет мы можем констатировать факт нерешенности таких задач, как:

- создание конкурентных рынков электроэнергии;

- создание эффективного механизма снижения издержек и улучшение финансового состояния организаций отрасли;

- поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов и групп потребителей электроэнергии;

- создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;

- создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях.

Проведен ли в должной мере анализ допущенных ошибок, к чему мы придем после завершения очередного этапа?

Темы для обсуждения

- Эффективна ли текущая модель рынка для развития экономики и новой энергетики? Какие возможны изменения? Где и как найти баланс интересов между энергетиками и потребителями?

- Оптимальная структура генерации: по видам топлива, централизация vs децентрализация. Чему отдать предпочтение?

- Экология и климатическая повестка.

- Тренды развития распределенной энергетики: сценарии и прогнозы. Кто выиграет, кто проиграет?

- Альтернативы финансирования проектов энергокомпаниями?

- Приоритеты цифровых технологий – что может дать максимальный экономический эффект? Кто заплатит?