Тема номера: Госзакупки: аукцион не панацея
Опубликован 28.02.2020
Ключевые слова
- государственные закупки,
- контрактная система,
- институт,
- оппортунизм,
- коррупция
- откаты,
- конкурентная среда,
- сговор,
- госзаказ ...Показать
Как цитировать
1.
Малкина М, Виноградова А. Как российские институты влияют на эффективность госзаказа. ECO [Интернет]. 28 февраль 2020 г. [цитируется по 28 март 2024 г.];50(3):8-29. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/3984
Аннотация
В статье анализируется институциональная среда функционирования системы госзаказа, являющейся неотъемлемым звеном распределения государственных финансов в современной России. Исследованы динамика объема госзаказа относительно ВВП и влияние на нее изменений в законодательстве о закупках и макроэкономических условий функционирования российской экономики. На основе построения моделей Кобба-Дугласа для российских регионов показано уменьшение эффективности системы госзаказа за период с 2011 по 2017 гг., выражающееся в снижении эластичности ВРП по госзакупкам. Подробно описаны некоторые институциональные проблемы госзаказа, влияющие на его эффективность в современных российских условиях, а именно: недостаток прозрачности информации и доступа к торгам; оппортунизм в системе госзакупок; вовлеченность в коррупцию и откаты; поддержание несовершенной конкуренции (выражающейся в низком участии в торгах, «затачивании» условий контрактов под конкретных поставщиков, увеличении числа несостоявшихся или отмененных контрактов и пр.); создание вертикальных (частично интегрированных) структур; «эффект IV квартала» и аврального освоения бюджетных средств. Авторы приходят к выводу, что поддержание искусственной конкурентной среды, основанной скорее на локальных социальных связях, чем на широком рыночном доверии и репутационных механизмах, препятствует экономии и эффективному использованию бюджетных средств. Важной проблемой развития системы госзакупок остаются учет предпочтений всех участников системы и формирование эффективных стимулов для исполнения контрактов.Библиографические ссылки
- Анчишкина О. В. Анализ отношений в государственном секторе контрактной системы России // Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 106–126.
- Балаева О. Н., Яковлев А. А., Родионова Ю. Д., Есаулов Д. М. Трансакционные издержки в сфере госзакупок РФ: оценка на макроуровне на основе микроданных // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований). 2018. Т. 10. № 3. С. 58–84.
- Бальсевич А. А., Пивоварова С., Подколзина Е. Региональные различия в относительных ценах государственных контрактов: роль информационной прозрачности // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 97–111.
- Бальсевич А. А., Подколзина Е. А. Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках в России // Экономический журнал ВШЭ. 2014. № 4. С. 563–585.
- Белокрылов К. А. Закупки инновационной продукции в системе инновационно-инвестиционной политики государства // ЭКО. 2018. № 12. С. 110–125/ DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2018-12-110-125.
- Вольчик В. В. Всепобеждающий оппортунизм: эволюция институтов размещения государственных заказов в России // Terra Economicus. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. Том 7. № 4. С. 44–50.
- Дегтярев А., Маликов Р., Арапов В. Российский бизнес в условиях «экономики отката» // Общество и экономика. 2009. № 3. C. 53–62
- Маковлева Е. Инструменты и методы противодействия недобросовестному исполнению государственного контракта // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 3. С. 62–81.
- Малкина М. Ю. Институциональный анализ системы госзаказа в современной России // ТЕRRА ECONOMICUS, Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2010. Том 8. № 1. С. 51–58.
- Мельников В. В. Проблема оппортунизма в государственных закупках //Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований) 2013. Том 5. № 3. C. 114–124.
- Новиков С., Файзуллина И. Проблемы импортозамещения в сфере государственных закупок // Общество и экономика. 2015. № 7. C. 58–64.
- Смотрицкая И., Черных С. Государственные закупки и формирование инновационной экономики // Вопросы экономики. 2010. № 6. C. 108–117.
- Шамрин А. Т. и др. Экспертный доклад «Система госзакупок в России». М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. С. 23–36.
- Яковлев А., Демидова О., Бадаева О. Причины снижения цен на торгах и проблемы исполнения госконтрактов (эмпирический анализ на основе микроданных) // Вопросы экономики. 2012. № 1. C. 65–83.
- Яковлев А. А., Ткаченко А. В., Балаева О. Н., Родионова Ю. Д. Российская система госзакупок: закон меняется, проблемы остаются // ЭКО. 2018а. № 9. С. 17–38. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2018-9-17-38.
- Яковлев А. А. Ткаченко А. В., Родионова Ю. Д. Причины заключения контрактов с заранее определенными поставщиками: результаты эмпирического исследования // Вопросы экономики. 2018b. № 10. С. 90–105.
- Auriol E., Straub S., Flochel T. Public Procurement and Rent-Seeking: The Case of Paraguay // World Development. 2016. Vol. 77. Pp. 395–407.
- Medvedev D. Social and economic development of Russia: Finding new dynamics // Russian Journal of Economics. 2016. Vol. 2. Issue 4. Pp. 327–348.
- Melnikov V. V., Lukashenko O. A. Evolution of public procurement auctions in Russia // Terra Economicus. 2019. Vol. 17(1). Pp. 150–173.
- Mironov M., Zhuravskaya E. Corruption in Procurement and the Political Cycle in Tunneling: Evidence from Financial Transactions Data (June 2015). Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=1946806 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1946806.
- Stigler G. J. The Economics of Information // Journal of Political Economy. 1961. Vol. 69. No. 3. Pp. 213–225.
- Titl V., Geys B. Political donations and the allocation of public procurement contracts // European Economic Review. 2019. Vol. 111. Pp. 443–458.