https://ecotrends.ru/index.php/eco/issue/feedЖурнал «ЭКО»2024-10-07T09:46:31+00:00Редакция журнала "ЭКО"eco@ieie.nsc.ruOpen Journal Systems<p>Всероссийский журнал «ЭКО» – общеэкономическое издание широкого профиля, рассчитанное как на исследователей, так и на практиков. <span style="font-size: 0.875rem;">Издается с 1970 г. в Новосибирске. </span></p> <p>«ЭКО» входит в «золотой фонд» ВАК, реферируется ВИНИТИ, с 2015 г. включен в базу данных RSCI на платформе Web of Science. </p> <p>Избранные материалы журнала публикуются в тематических подборках таких известных международных компаний, как EBSCO Group, Taylor & Francis Publishing Group, EastView Information Services. </p>https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4782Золотая птица» на прилавке: что происходит с ценами на куриное мясо?2024-10-07T04:57:52+00:00А.А. Грачеваall-grachev@yandex.ruА.А. Жильниковark9876@mail.ruТ.А. Жильниковquadrus02@mail.ruВ.В. Прудниковpslava73@yandex.ru<p>В работе проведено комплексное исследование рынка мяса птицы, включая уровень цен на него в период с 2015 г. по 2022 г. На примере Рязанской области рассмотрена динамика доли продукции птицеводства в общем объеме животноводства в фактически действовавших ценах в хозяйствах различных категорий. Проведена оценка объемов производства куриного мяса (в убойном весе) птицеводческих предприятий Рязанской области после введения санкций в отношении России. Рассмотрены факторы, оказавшие наибольшее влияние на увеличение цен на куриное мясо в стране, а также проведена оценка эффективности мер, принимаемых правительством для увеличения производства данной продукции и поддержания стабильных цен. Особое внимание уделено анализу эпизоотической ситуации по высокопатогенному гриппу птиц, сложившейся в различных субъектах РФ.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4783Рестораны Новосибирска: потребительское восприятие заведений в контексте их пространственных различий2024-10-07T05:09:43+00:00К.Н. Калашниковаk.kalashnikova@g.nsu.ru<p>В статье представлен анализ аспектов потребительского восприятия заведений общественного питания в контексте пространственных различий и характеристик мест в городе. Структурирующими особенностями пространства, по которым проводилось сравнение, выступают деление на центр города и периферию, а также на левый и правый берег Оби. Рассмотренные характеристики мест расположения заведений: вид здания (торговый центр, аэропорт, административное сооружение и пр.), наличие у него статуса объекта культурного наследия. В статье также рассмотрено выражение аутентичности как характеристики, подвергающейся оценке и присваиваемой различным аспектам потребительского восприятия. В качестве исследовательского кейса выступили заведения Д.В. Иванова в Новосибирске, их восприятие оценивалось по отзывам потребителей. Иллюстративно приводятся цитаты из интервью этого ресторатора, данного автору статьи летом 2023 г.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4787Эволюция институтов централизованного планирования в Китае и Индии2024-10-07T06:01:23+00:00И.Г. Чубаровilya.chubarov@vk.com<p>Оптимальная степень вмешательства государства в хозяйственную деятельность остается одной из наиболее актуальных исследовательских тем. Централизованное планирование всей экономики первым в мире начал применять СССР (Россия), для чего был создан соответствующий орган<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceBefore"> </span>–<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceAfter"> </span>Госплан СССР. Аналогичные по функциям институты затем появились и в других странах социалистического лагеря. В статье приведен сравнительный анализ исторической динамики и современного состояния институтов хозяйственного планирования Индии и КНР как двух экономических лидеров развивающегося мира, генезис экономической политики которых тесно связан с советским опытом.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4788Стратегическое управление развитием промышленной EICSG-экосистемы Индустрии 5.02024-10-07T06:06:44+00:00А.В. Бабкинal-vas@mail.ruЛ.Р. Батуковаmalilu@yandex.ruЕ.В. Шкарупета9056591561@mail.ruЛ.В. Ташеноваlarisatash_88@mail.ruЧэнь Лэйфэйchenleifei@yandex.ru<p>Целью авторов было выработать рекомендации для эффективной интеграции научных достижений и образовательных ресурсов в процессы устойчивого развития промышленных экосистем. Исследование выполнено в парадигме организационной системотехники. Впервые разработан концепт промышленной EICSG-экосистемы в контексте Индустрии 5.0, объединяющий в себе элементы экологической, интеллектуальной, киберсоциальной и управленческой резильентности с научно-образовательным механизмом. Предложены концептуальные составляющие эффективного развития промышленных EICSG-экосистем, обеспечивающих организационный фундамент Индустрии 5.0. Определены предпосылки стратегического управления такой экосистемой. Разработан научно-образовательный механизм для их эффективного развития.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4780Оценка влияния показателей здоровья на занятость в России (2015–2022 гг.)2024-10-07T04:32:20+00:00М.А. Каневаmkaneva@gmail.comВ.Д МоисеенкоVmoiseenko1@yandex.ru<p>Настоящее исследование ставит целью определить влияние здоровья на занятость россиян в 2015–2022 гг. на основе панельных данных РМЭЗ. Результаты модельных расчетов показали, что плохое здоровье в прошлом периоде не влияет на текущую занятость мужчин, а у женщин снижает шансы трудоустройства, как и множественная заболеваемость. У мужчин отрицательно влияют на занятость депрессивное состояние и инсульт. Из полученных результатов следует, что усилия общества<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceBefore"> </span>–<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceAfter"> </span>как государства, так и индивидов<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceBefore"> </span>–<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceAfter"> </span>должны быть направлены на укрепление здоровья, позволяющего населению избежать ухода с рынка труда. Граждане должны стремиться увеличить отдачу от позитивных инвестиций (здоровое питание, спорт, отказ от вредных привычек), в то время как государство должно взять на себя проведение информационных кампаний о сохранении здоровья, организацию профилактических осмотров и диспансеризаций, а также создание условий для занятий физкультурой и массовым спортом.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4781Куда и почему стремится образованная молодежь из восточных регионов России2024-10-07T04:42:49+00:00Е.С. Гвоздеваelena@ieie.nsc.ruГ.П. Гвоздеваgvozdeva@ieie.nsc.ruВ.Ю. Боброваvu.bobrova@gmail.com<p>Своим выбором места учебы и работы молодежь существенно определяет человеческий потенциал России и ее отдельных территорий. Она выступает драйвером миграционных процессов и тем самым способствует концентрации половины населения страны в 1/3 регионов. Молодые люди стремятся к получению высоких доходов, возможностям трудоустройства в инновационной сфере, условиям для продолжительной и здоровой жизни. Проблема депопуляции регионов Сибири и Дальнего Востока<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceBefore"> </span>–<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceAfter"> </span>это результат слабого регулирующего воздействия социально-экономических институтов, не способных обеспечить компенсирующие стимулы для удержания местного населения. Часть восточных регионов активнее, чем в среднем по стране, участвуют в воспроизводстве населения и обучении молодежи, однако в меньшей степени получают дивиденды от этих вложений из-за переезда молодых людей в центральные и южные регионы страны и за рубеж. Подобная асимметрия, когда человеческий потенциал создается в одних регионах, а реализуется в других, требует скорейшего преодоления, в том числе в рамках национальных проектов, нацеленных на диверсификацию экономики регионов Азиатской России.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4773Уроки геометрии2024-10-07T03:39:58+00:00В.А. Крюковeco@ieie.nsc.ru<p><span class="CharOverride-2">Отличительная особенность нашей страны</span><span class="CharOverride-2"> (и об этом «ЭКО» писал не единожды)</span><span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceBefore CharOverride-2"> </span><span class="CharOverride-2">–</span><span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceAfter CharOverride-2"> </span><span class="CharOverride-2">колоссальное влияние</span><span class="CharOverride-2"> пространства на все экономические и социальные процессы. Большие расстояния, рассредоточенность</span><span class="CharOverride-2"> центров (в основном, скорее, очагов) хозяйственной деятельности и мест </span><span class="CharOverride-2">расселения</span><span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceBefore CharOverride-2"> </span><span class="CharOverride-2">–</span><span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceAfter CharOverride-2"> </span><span class="CharOverride-2">все это существенно трансформирует «канонические» представления о ведущей</span><span class="CharOverride-2"> роли конкуренции в формировании эффективных и наиболее приемлемых решений. Трансформация</span><span class="CharOverride-2"> отнюдь не отрицает роль и значение инициативы и предприимчивости при</span><span class="CharOverride-2"> реализации социально-экономических проектов, но вызывает необходимость обязательного и всестороннего </span><span class="CharOverride-2">учета «пространственного фактора» при их формировании и последующей реализации.</span></p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4786Различия цифровизации занятости в регионах России2024-10-07T05:49:41+00:00М.А. Гильтманgiltman@rambler.ruА.Ю. Мерзляковаa.y.merzlyakova@utmn.ruЮ.А. Варламоваjillmc@yandex.ruН.И. Ларионоваnatasha-lari@mail.ru<p>В работе проводится анализ цифровизации занятости в регионах России в 2020–2021 гг. с целью оценить ее различия в до- и постковидный периоды. Результаты исследования показали, что основная часть регионов проявила высокую адаптивную способность к внешнему шоку, вызванному пандемией. Статистические оценки конвергенции показателей цифровизации занятости между регионами продемонстрировали сокращение различий между ними. Кроме того, обнаружено, что регионы с менее развитой цифровизацией по основной доле показателей занятости растут быстрее, чем регионы с более развитой цифровизацией занятости. Однако различия между регионами все еще сохраняются.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4774Конкуренция отраслей экономики за провозные способности Восточного полигона2024-10-07T03:44:11+00:00В.Ю. Маловmalov@ieie.nsc.ruО.В. Тарасоваtarasova.o.vl@gmail.comО.В. Валиеваo_valieva@mail.ruЕ.А. Горюшкинаe.goryushkina@mail.ru<p>Переориентация российского экспорта на Восток привела к предельной загруженности отдельных участков Транссиба и БАМа. В статье рассматриваются возможные пути преодоления возникшего транспортно-инфраструктурного дисбаланса и оцениваются их экономические, социальные и финансовые последствий для экономики Сибирского и Дальневосточного федеральных округов и страны в целом. На базе оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели построены сценарии с различной номенклатурой грузоперевозок (комбинации отраслей АПК, деревообработка, цветная металлургия, нефтепереработка и химическое производство). В рамках рассматриваемых сценариев дается оценка изменений объемов валовой продукции, конечного потребления и налоговых поступлений в бюджетную систему РФ, включая консолидированные региональные бюджеты СФО и ДФО.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4775Итоги и проблемы реализации потенциала Байкало-Амурской магистрали2024-10-07T03:53:48+00:00Л.А. Безруковbezrukov@irigs.irk.ru<p>В статье обсуждаются<span class="myBoldChars"> </span>этапы и приоритеты модернизации БАМа, современные проблемы его эксплуатации и развития. Уточнен состав зоны влияния магистрали: 1) подзона непосредственного влияния, состоящая из головного, срединного и конечного участков; 2) подзона косвенного влияния. Показано, что вследствие оттока населения в постсоветский период его численность в зоне БАМ вернулась в состояние полувековой давности, а хозяйственное освоение приостановилось вплоть до начала 2010-х гг. Несмотря на активизацию промышленного развития примагистральной полосы в последние 10–15 лет, ее демографический потенциал продолжает уменьшаться. Рассматриваются предлагаемые транспортно-логистические схемы экспорта массовых грузов, которые могли бы снизить нагрузку на БАМ и Транссиб. По мнению автора, все они менее перспективны по сравнению с интенсификацией использования указанных магистралей.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4776Мегапроект железной дороги Якутск – Магадан: вариант трассировки имеет значение!2024-10-07T03:58:52+00:00А.Н. Пилясовpelyasov@mail.ruБ.В. Никитинborisnikitin25@gmail.com<p>В статье обсуждаются варианты маршрута проектируемой железной дороги Якутск<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceBefore"> </span>–<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceAfter"> </span>Магадан. Авторы обосновывают целесообразность выбора приморской, а не континентальной трассировки. Главные результаты исследования: 1) гринфилд-маршрут прокладки трассы представляется предпочтительным ввиду возможности «нанизать» на него малоизученные, но потенциально ресурснонасыщенные территории побережья Охотского моря; 2) весомый аргумент в пользу приморской трассы<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceBefore"> </span>–<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceAfter"> </span>ее близость к уже известным нефтегазовым ресурсам охотоморского шельфа; 3) приморский маршрут транспортно соединяет три дальневосточных региона, а континентальный<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceBefore"> </span>–<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceAfter"> </span>только два; 4) приморский маршрут обладает большей геополитической значимостью для России. Основной вывод исследования состоит в том, что нужно использовать время, полученное в связи с переносом реализации проекта, для более тщательной отработки варианта трассировки.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4777Интегрирующая роль речного транспорта в развитии регионов aзиатской части России2024-10-07T04:04:43+00:00А.В. Котовalexandr-kotov@yandex.ru<p>В статье обсуждается роль внутреннего водного транспорта в пространственном развитии РФ в контексте увеличения экономической связности севера и юга азиатской части страны. Показано, что он является естественным интегратором пространства и с его помощью можно было бы разгрузить наиболее загруженные участки автомобильных и железных дорог, нарастить объем перевозок, связанных с реализацией многостадийных проектов ресурсного освоения территории. В зависимости от прогнозируемых потенциального объема грузовой базы и номенклатуры грузов перечислены эффекты для регионального развития по бассейнам сибирских рек (Обь, Лена, Енисей). Представленные оценки позволяют говорить о недоиспользованном потенциале водных путей Сибири для развития территориальных систем и межрегиональных транспортных коридоров.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4778 Внутренний водный транспорт как фактор развития экономики Китая. Сможет ли Россия повторить?2024-10-07T04:09:45+00:00С.Н. ЛеоновLeonov@ecrin.ruЕ.А. Заостровскихzaost@ecrin.ru<p>В результате многолетних последовательных реформ в триаде «грузовая база<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceBefore"> </span>–<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceAfter"> </span>флот<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceBefore"> </span>–<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceAfter"> </span>внутренние водные пути» Китаю удалось превратить ранее малозаметный сектор внутреннего водного транспорта в динамично развивающуюся инфраструктурную сеть, не имеющую аналогов в мире. Модернизация сектора способствовала развитию территорий вдоль берегов рек и формированию экономических коридоров на базе ускоренного развития мультимодальных перевозок и системы сухих портов. В отличие от Китая, развитие внутреннего водного транспорта на пионерных территориях Сибири и Дальнего Востока является необходимым, но недостаточным условием формирования основных экономических коридоров. Однако использование китайского опыта борьбы с межвидовой конкуренцией на транспорте и проведения широкомасштабных дноуглубительных работ может способствовать превращению речного транспорта в реальную силу развития азиатской части России.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4779ESG-данные в нефинансовой отчетности российского бизнеса2024-10-07T04:16:02+00:00И.Н. Санниковаsannikova00@mail.ruМ.Н. Семиколеноваsemikolenova@mc.asu.ru<p>В статье анализируется раскрытие ESG-данных в нефинансовой отчетности российских и зарубежных компаний, исследуются тенденции практики формирования отчетов об устойчивом развитии. Акцентируется внимание на дискуссионных вопросах обязательности представления нефинансовой отчетности, подходах к ее стандартизации и верификации. Контент-анализ нефинансовых отчетов ряда компаний-лидеров в области устойчивого развития позволил выделить проблемы сопоставимости, полноты и информативности раскрываемых данных в разрезе экологической, социальной и экономической составляющих. Авторы предлагают к обсуждению вопросы регламентации представления нефинансовой отчетности, направленные на дальнейшее совершенствование информационной базы для оценки реализации ESG-повестки российскими компаниями.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4784Бюджетные правила в системе приоритетов бюджетной политики России2024-10-07T05:21:46+00:00Э.Ю. Аблаевeablaev@forecast.ruД.А. Сударевd.a.sudarev@gmail.com<p>Применение бюджетных правил стало мейнстримом экономической политики, однако происходящие глобальные изменения ставят под сомнение универсальность данного механизма. На основании анализа стратегических документов в статье представлены изменения в позиционировании бюджетных правил в Российской Федерации. Авторы демонстрируют непоследовательность в их использовании, расхождение практики их применения с декларируемыми целями и рассматривают в качестве альтернативы им бюджетные стандарты<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceBefore"> </span>–<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceAfter"> </span>качественно сформулированные принципы реализации бюджетной политики. По мнению авторов, более простые для понимания и одновременно гибкие ограничения способны приобрести по-настоящему долгосрочный характер и обеспечить решение фундаментальной проблемы динамической согласованности бюджетной политики.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4785Современное состояние и актуальные тенденции на рынке физического золота2024-10-07T05:39:56+00:00М.Е. КосовKosov.ME@rea.ruО.В. СтаровероваStaroverova.OV@rea.ruТ.К. ЧернышеваChernysheva.TK@rea.ru<p>В статье<span class="myBoldChars"> </span>рассматривается современное состояние и актуальные тенденции на рынке физического золота. Цель работы<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceBefore"> </span>–<span class="myHorizontalScaleForEmDashSpaceAfter"> </span>на основе анализа рынка оценить значимость физического золота для инвесторов с учетом глобальных экономических трендов. Представлены данные об инвестициях в золото по странам мира, страновых золотовалютных резервах, рассматривается мировой спрос в разбивке по секторам за последние 10 лет и динамика объема производства золота в топ-10 компаниях мира. Для оценки инвестиционной привлекательности физического золота был проведен технический анализ. На основании полученных результатов авторами сформулированы актуальные тенденции на рынке физического золота и прогнозы об их развитии на ближайшие 1–3 года.</p>2024-10-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024