Открытый доступ Открытый доступ  Ограниченный доступ Платный доступ или доступ для подписчиков

Специфика экономики совместного потребления и условия ее развития


Полный текст:

PDF


Аннотация


Определены специфические черты модели совместного потребления, в том числе отличающие ее от других новых форм производства и потребления благ в цифровой экономике, таких как «уберизация» и «экономика доступа». Показано, что важными условиями существования данной модели являются наличие критической массы пользователей, обладающих социальной и экологической мотивацией, высокий уровень доверия внутри сервиса, низкий уровень трансакционных издержек и асимметрии информации и одобрение со стороны государства. Выявлена необходимость неэкономической мотивации участников, которая обусловлена конкуренцией данной модели с предпринимательским сектором. Показано, что некоммерческая направленность ресурсов, участвующих в совместном потреблении, является важным фактором конкурентоспособности данной модели. Определены факторы преодоления асимметрии информации в одноранговой экономике. Выделены факторы, влияющие на условия работы модели совместного потребления в России.

Б. Ж. Тагаров
Байкальский государственный университет, Иркутск

кандидат экономических наук

Литература


    • Анохов И. В. Массовое и бережливое производство // Общество и экономика. 2018. № 7. С. 51–64.
    • Былков В. Г., Самарина М. В. Особенности функционирования мирового рынка труда в условиях экономического кризиса // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, № 3. Doi: 10.17150/2411–6262.2017.8(3).16. [Эл. ресурс]. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21742 (дата обращения: 24.02.2019).
    • Гански Л. Mesh-модель. Почему будущее бизнеса – в платформах совместного пользования? М.: Альпина Паблишер. 2011. 260 с.
    • Горев В. П., Дюнина О. П. Современная экономическая теория и экономические проблемы современного мира // Известия Байкальского государственного университета. 2018. Т. 28, № 3. С. 426–433. Doi: 10.17150/2500–2759.2018.28(3).426–433.
    • Дятлов С. А. Сетевые эффекты и возрастающая отдача в информационно-инновационной экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 2(86). С. 7–11.
    • Казарина Л. А. Аутсорсинг функций как инструмент повышения конкурентоспособности фирмы // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9. № 1. Doi: 10.17150/2411–6262.2018.9(1).9. [Эл. ресурс]. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=22012 (дата обращения: 24.02.2019).
    • Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ. 2000. 458 с.
    • Мартьянов В. С. Институциональное доверие как экономический ресурс: стимулы и препятствия эффективности // Journal of Institutional Studies. 2018. Т. 10(1). С. 41–58. Doi: 10.17835/2076–6297.2018.10.1.041–058.
    • Сизова И. Л., Хусяинов Т. М. Уберизация и формирование сетевой структуры занятости // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 80–88.
    • Суходолов А. П., Колпакова Л. А., Спасенников Б. А. Проблемы противодействия преступности в сфере цифровой экономики // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 2. С. 258–267.
    • Хусяинов Т. М., Урусова Е. А. От общества потребления к экономике совместного пользования // Философия хозяйства. 2017. № 6. С. 132–146.
    • Bardhi F., Eckhardt G. Access based consumption: The case of car sharing // Journal of Consumer Research. 2012. № 39. Pp. 881–898.
    • Belk R. Sharing versus pseudo-sharing in Web 2.0 // The Anthropologist. 2014. Vol. 18(1). Pp. 7–23.
    • Botsman R., Rogers R. What’s Mine Is Yours: The Rise Of Collaborative Consumption. 2010. 304 p.
    • Coase R. H. The Nature of the Firm // Economica. 1937. Vol. 4(16). Pp. 386–405.
    • Frenken K., Meelen T., Arets M., Van de Glind P. Smarter regulation for the sharing economy // The Guardian. 2015. 20 May.
    • Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2016. № 67. Pp. 2047–2059. Doi: 10.1002/asi.23552.
    • Lessig L. Remix: Making Art and Commerce Thrive in the Hybrid Economy. New-York: Penguin Press. 2008. 352 p.
    • Thierer A., Koopman C., Hobson A., Kuiper C. How the Internet, the Sharing Economy, and Reputational Feedback Mechanisms Solve the “Lemons Problem” [Эл. ресурс]. URL: http://repository.law.miami.edu/umlr/vol70/iss3/6 (дата обращения: 24.02.2019).

Тагаров Б. Ж. Специфика экономики совместного потребления и условия ее развития. ЭКО. 2019;49(7):140-155. http://dx.doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2019-7-140-155


DOI: http://dx.doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2019-7-140-155

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM