ЭКО

Редакционный раздел

Пользователи : 13953
Статьи : 2842
Просмотры материалов : 11311595

      Свежий номер

     f2018 08

       Купить номер

 

ТРИЗ: творчество как наука Печать

Для развития любого предприятия и увеличения его прибыли необходимо максимальное использование всех имеющихся ресур­сов: экономических, организационных, кадровых и т. д. И в выигрыше, безусловно, окажется тот, кто активнее ищет, находит и применяет неиспользованные ресурсыведь технический про­гресс и экономические успехи напрямую зависят от изобретений и изобретателей.

Методика, о которой рассказывается в статье, предложена еще несколько десятков лет назад советскими разработчиками. За прошедшие годы она доказала свою жизнеспособность и по сей день помогает управленцам, научным работникам, да и многим другим решать нестандартные задачи, делать изобретения и по­вышать эффективность управления.

 

Как научиться решать творческие задачи

Мысль о необходимости разработки эффективных мето­дов решения творческих задач - задач, не имеющих четких механизмов решения, - высказывалась давно. И тем не ме­нее до середины ХХ века изобретательские задачи реша­лись «методом проб и ошибок» укрепляя убеждение, что стремление раскрыть секреты творчества бесперспективно.

Что такое ТРИЗ?

Примерно с середины 40-х годов в Америке и Европе появляются публикации сразу о нескольких методах реше­ния творческих задач: «мозговой штурм», «синектика», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов», «метод каталога», «метод фокальных объектов». Они осно­ваны на принципе активизации выдвижения и перебора ва­риантов. Осборн, Цвикки, Гордон впервые доказали на прак­тике возможность - хоть и в ограниченных пределах -управлять творческим процессом. Основное противоречие этих методов: можно сэкономить время на генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ и выбор наилучшего варианта. Это предопределило их по­ражение при решении задач ценою в сотни и тысячи проб. В дальнейшем эти методы не развивались, оставаясь в рам­ках исходных формул. Также закончилась неудачей попыт­ка их объединения.

 В СССР над проблемой рождения и развития плодотвор­ных идей работал Генрих Саулович Альтшуллер (1926– 1998). Под его руководством с конца 50-х – начала 60-х гг. в г. Баку велась интенсивная разработка специального «про­тивокризисного» интеллектуального ресурса под названи­ем «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ). При многолетнем анализе материалов патентного фонда СССР Г. С. Альтшуллер выявил общие закономерности, лежа­щие в основе многих изобретений. Он начал строить принципиально новую методику изобретательства, основан­ную на объективных законах развития технических, худо­жественных, научных и иных систем. Первая официальная публикация о ТРИЗ появилась в журнале «Вопросы психо­логии» в 1956 г. С этого момента и началось ее развитие.

Основная идея ТРИЗ: развитие технических систем оп­ределяется объективными, познаваемыми закономерностя­ми. Этим законам подчиняется развитие любых техничес­ких систем – от кофеварки до космической станции. Цель разработки – дать каждому человеку (независимо от талан­та и способностей) реальную возможность делать изобре­тения. Ведь темпы технического прогресса напрямую зави­сят от изобретателей, а экономические успехи – от темпов технического прогресса. Многие изобретения, открытия, идеи опаздывают, как минимум, на несколько лет и, следо­вательно, порой уже бывают бесполезны.

ТРИЗ позволяет перейти от неясной и расплывчатой про­блемы к конкретным задачам и противоречиям, разрешить эти задачи с помощью приемов и принципов, получить сразу не­сколько идей, из которых выбрать наилучшие, спрогнозиро­вать и предупредить возможные проблемы, аварии и ЧП.

Решения задач по «Теории...» подразделяются на пять уровней; на каждом уровне разный расход времени на ре­шение. Например, на первый уровень расходуется обычно несколько десятков минут, на второй – несколько часов, третий – несколько дней, четвертый – одну-две недели мак­симально. На исследование условий постановки задачи ухо­дит от 50 до 90% общего времени решения. Чем выше уро­вень решения – тем выше эффективность его внедрения.

 

Со временем на базе ТРИЗ появились различные методы и методологии, имеющие конкретную направленность.

Разработки показали отличные результаты, ТРИЗ полу­чила распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ были изданы в США, Великобри­тании, Японии, Швеции, Финляндии, Германии, Болгарии и других странах.

В 1989 г. была образована международная ассоциация ТРИЗ. Тогда же на рынке впервые появился программный про­дукт «Изобретающая машина», базирующийся на некоторых ТРИЗ-технологиях и помогающий инженерам решать их про­фессиональные проблемы. За два года в СССР было продано более 1000 копий «Изобретающих машин». В 1995–1997 гг. этот программный продукт, переведенный на английский язык, приобрели такие известные фирмы, как «Форд», «Катерпил-лер», «Проктор энд Гэмбэл», «IBM», а «Моторола» заключила специальный долгосрочный контракт на поставку 1000 копий системы для своих предприятий. Заинтересовались «Изобре­тающей машиной» и японские фирмы.

В перестроечные годы многие российские профессиональ­ные разработчики ТРИЗ разъехались в различные страны, где создали ряд успешно работающих консалтинговых фирм. И сейчас во многих странах существуют фирмы, занимаю­щиеся ТРИЗ-консалтингом. Услугами специалистов по ТРИЗ начали пользоваться разработчики государственных программ, политические деятели, бизнесмены, менеджеры. Известная южнокорейская фирма LG приглашает специа­листов по ТРИЗ из бывшего СССР.

Оставшиеся в России разработчики в последние годы начали попытки использования этого интеллектуального ресурса на отечественных предприятиях. Организовано обу­чение ТРИЗ в ряде вузов, колледжей и школ страны. Как и сама теория, так и методология преподавания ТРИЗ непре­рывно развиваются. Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гу­манитарные области: искусство, литературу, менеджмент, рекламу, PR, педагогику.

 

Эта система позволяет каждому «очень желающему» пос­ле соответствующего обучения получить возможность ра­ботать на уровне талантливого, и даже гениального челове­ка, находить оригинальные высокоэффективные решения. Применять инструменты ТРИЗ можно в любой специально­сти (задавая, при необходимости, сравнительно небольшое число узких специфичных вопросов соответствующим спе­циалистам или обращаясь к соответственной литературе). Инженер, владеющий ТРИЗ, имеет возможность эффектив­но развивать и совершенствовать технические системы. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлече­нием и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление. Сценаристам и писателям прикладные технологии ТРИЗ помогут развить сюжеты их произведе­ний, придумать неординарные фантастические объекты. Тризовцы-бизнесмены обходят конкурентов и повышают свои доходы за счет более эффективного использования сво­их ресурсов. Сегодня использование ТРИЗ доступно как детям, так и специалистам разного профиля. Это открывает новые возможности в освоении столь загадочного простран­ства, в котором происходит синтез новых идей, решение творческих задач, освоение различных континентов знаний.

Г. С. Альтшуллер, разработчик ТРИЗ, любил повторять: «ТРИЗ не имеет массы покоя!». При длительным практи­ческом применении ТРИЗ оказалось, что потенциальные воз­можности ее огромны и явно недоиспользуются.

Конечно, и эта теория – не мгновенная «панацея от всех бед». ТРИЗ – научная технология творчества, направлен­ная на сознательное управление подсознательными процес­сами. И как всякая наука, живущая на границе познания, она сочетает в себе строго научные подходы и определен­ное искусство. И то и другое требует усилий и времени на освоение. Поэтому эффективное использование ТРИЗ-технологий возможно только после серьезной и длитель­ной подготовки.

 

Некоторые приемы ТРИЗ

Методология решения проблем строится на основе об­щих законов эволюции, общих принципов разрешения про­тиворечий и механизмов решения конкретных практичес­ких проблем.

ТРИЗ включает в себя:

 механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;

 механизмы подавления психологической инерции, препят-ствующей поиску решений (неординарные решения трудно находить без преодоления устойчивых представлений и стереотипов);

 обширный информационный фонд - концентрированный опыт решения проблем.

«Приемы» - исторически первая форма ТРИЗ. Это до­статочно конкретные рекомендации типа «сделать наобо­рот»: вместо действия, диктуемого условиями задачи, осу­ществить обратное действие; сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвиж­ную - движущейся; повернуть объект «вверх ногами», вы­вернуть его. Приемов было выявлено более сорока. «Детский» прием ТРИЗ.

Мальчик лет восьми оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Он сформулировал идеальное решение: сестра САМА открывает дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: «Я тебя запер». Через несколько секунд та уже распахнула дверь, освобождая себя из «плена».

Следующим шагом стала сводная таблица приемов, даю­щая представление, в каких случаях применяется тот или иной прием и какое противоречие при этом разрешается. То есть определена ситуация, при которой возникает изоб­ретательская, да и любая творческая задача. Как оказалось, в этот момент появляются противоположные требования либо к самой системе в целом, либо к ее части. Например: двигаться, оставаясь неподвижным; показать исключитель­ность стандартного товара, чистоту при работе в «несте­рильных» условиях и т. д. При разрешении противоречия система получает возможности дальнейшего развития, в отличие от компромисса, когда «здесь и сейчас» становит­ся чуть-чуть лучше, но за улучшение приходится расплачи­ваться ухудшением в каких-то других параметрах.

 Более развитая форма ТРИЗ-рекомендаций – «Стандар­ты». Сейчас их известно более семидесяти. Как правило, стандарт – это конгломерат, сочетание приемов, геометри­ческих, физических, химических и иных эффектов, а также законов развития различных систем. Стандарты полнее, чем приемы, отражают логику развития (в частности, техничес­ких систем). Эффективность системы может быть повыше­на путем объединения с другой системой (или системами) в более сложную би- или полисистему. Это как при объеди­нении нескольких коротких жестких звеньев можно полу­чить цепь или браслет, обладающие новым свойством – гибкостью.

Следующий блок ТРИЗ – «Информационный фонд». Практика обучения ТРИЗ, решения изобретательских за­дач показывает, что зачастую сильные решения задачи свя­заны с использованием эффектов, выходящих за пределы специальности решающего. Поэтому в рамках ТРИЗ были созданы указатели различных явлений и эффектов: физи­ческих, химических, геометрических.

Несколько слов об АРИЗ

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) – комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначен­ная для анализа и решения изобретательских задач. АРИЗ возник и развивался вместе с теорией решения изобрета­тельских задач, являясь ее ядром. Первоначально АРИЗ на­зывался «методикой изобретательского творчества».

Впервые словосочетание «алгоритм решения изобрета­тельских задач» использовано в приложении «Технико-экономические знания» к еженедельнику «Экономическая га­зета» в сентябре 1965 г. В дальнейшем модификации АРИЗ включали указание на год публикации, например АРИЗ-68, АРИЗ-71.

 

АРИЗ основан на диалектическом подходе к процессу изобретательства, на использовании не только объективных закономерностей развития техники, но и всей наиболее цен­ной для изобретательства информации из различных облас­тей знаний.

Он представляет собой программу последовательных операций по выявлению и устранению противоречий, по­зволяющую шаг за шагом переходить от расплывчатой ис­ходной ситуации к четко поставленной задаче, затем к пре­дельно упрощенной модели задачи и к противоречиям, лежащим на пути решения задачи. Далее – к разрешению этих противоречий с помощью явных или скрытых ресур­сов систем, так или иначе связанных с задачей. При этом пути разрешения противоречий ищутся, в том числе, и в самих противоречиях.

Главные узловые понятия АРИЗ - это «противоречие», «идеальный конечный результат» и «принцип разрешения противоречия».

Вот что писал об АРИЗе сам создатель теории Г. С. АЛЬТШУЛЛЕР в нашем журнале в № 3 1977 г.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Похожие ccылки