ЭКО

Редакционный раздел

Пользователи : 7774
Статьи : 2672
Просмотры материалов : 9950986
5 декабря 1957 г. спущен на воду атомный ледокол «Ленин»

1-untitled

Это было первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой и первое атомное гражданское судно. Все существующие до него ледоколы (а их начали строить с 1837 г.) имели паровые или дизельные двигатели. Ядерный реактор, отличающийся гораздо более высокой мощностью, позволяет долгое время обходиться без дозаправки топливом при плавании во льдах. Ледокол «Ленин» был предназначен в первую очередь для обслуживания Северного морского пути, а также экспедиционного плавания в Арктике. Судно имело в длину 134,0 м и в ширину - 27,6 м, высота бортов - 16,1 м, водоизмещение – 16 тыс. тонн. Расположенная в центральной части судна ядерная силовая установка вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов, которые питали током три гребных электродвигателя, приводящих в действие три гребных винта особо прочной конструкции.

К слову об импортозамещении: проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953—1955 годах под руководством главного конструктора В.И.Неганова; атомная установка проектировалась под руководством И.И.Африкантова. корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов. Судно было заложено 25 августа 1956 года на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Судовые турбины — Кировского завода. Главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод. Гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила».

Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, а 15 сентября 1959 года вышел в первое плавание. Только за первые шесть лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов, после чего потребовалась замена силовой установки (первоначальную трехреакторную установку заменили на более совершенную и ремонтопригодную двухреакторную) За все время эксплуатации атомоход прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль. В 1989 году судно было выведено из эксплуатации, поставлено на вечную стоянку в Мурманске и превращено в музей.

«Ленин» остался единственным атомным ледоколом своего класса. Все последующие суда ледокольного флота России принадлежат классам «Арктика» (6 судов) и «Таймыр» (2 судна класса река-море). В 2018 году ожидается спуск на воду первого двухосадочного (способного менять осадку) ледокола класса ЛК-60Я. Одно такое судно позволит заменить одновременно один ледокол класса «Арктика» и один класса «Таймыр».

О том, как ледокольный флот обеспечивает устойчивость перевозок по северному морскому пути, читайте в архивном материале «ЭКО».