ЭКО

Редакционный раздел

Пользователи : 9495
Статьи : 2740
Просмотры материалов : 10368476

      Свежий номер

     f2018 02

       Купить номер

 

Тема недели: Россия – вторая Норвегия

123

На днях глава Минфина РФ Антон Силуанов в эфире телеканала РБК предложил превратить Россию во вторую Норвегию. К сожалению, такое «превращение» понимается слишком узко – в рамках полномочий Минфина – а именно касается лишь формирования Фонда национального благосостояния, страхующего бюджетные обязательства в эпоху резких колебаний цен на нефть.

По словам Силуанова, бюджет является «катализатором нестабильности» в экономике, так как на нем прежде всего сказывается снижение нефтяных цен, приводя к росту дефицита. Это затем влияет на рынки и на инфляцию в стране.

«Поэтому с тем, чтобы бюджет перестал быть таким катализатором кризисных явлений, нам необходимо иметь сбалансированный объем бюджета при любых обстоятельствах. Во всяком случае Россия должна превратиться во вторую Норвегию, которая совершенно не чувствовала изменений ценовых колебаний на нефть, происходивших в прошедшие несколько лет», — заявил министр.

Идея не нова и не оригинальна. В Норвегии суверенный фонд, пополняемый за счет доходов от продажи нефти, был создан еще в 1990 году. Полученные средства вкладываются в зарубежные финансовые активы. В сентябре прошлого года объем активов этого фонда впервые в истории превысил $1 трлн., причем лишь около половины нынешних средств фонда приходится на государственное финансирование, остальная часть была получена за счет успешного вложения полученных денег. В 2016 году правительство Норвегии впервые в истории распечатало эту «кубышку» на 208 млрд крон для покрытия бюджетного дефицита. Причем, представители фонда особо обращали внимание, что по итогам года размер фонда не уменьшится.

Россия тоже имеет опыт замораживания излишков нефтяных доходов. Сначала в Стабилизационном фонде, потом, после его разделения в 2008 году – в Фонде национального благосостояния (ФНБ) и Резервном фонде. Но их идеология и функции с самого начала отличались от тех, которые были у Суверенного фонда Норвегии. ФНБ предназначался для подстраховки выплат пенсий (впрочем согласно его декларации, средства фонда могут вкладываться на возвратной основе в высокодоходные инфраструктурные проекты), Резервный фонд - для покрытия дефицита бюджета.

В начале декабря 2017 г. сообщалось, что после исчерпания средств Резервного фонда (на 1 ноября их объем составил 975,5 млрд рублей), он прекратит свое существование и будет присоединен к ФНБ (его объем на ту же дату - 4,014 трлн рублей или 69,36 млрд долларов).

В целом, по опыту прошлых лет, средства обоих фондов далеко не всегда использовались эффективно, за что им то и дело пеняла Счетная палата.

На вопрос о том, будет ли ФНБ и впредь использоваться для финансирования инфраструктурных проектов или станет только «подушкой безопасности» для бюджета и пенсионных накоплений, министр не дал однозначного ответа.

По его словам, на примере других стран, которые тратили свои нефтегазовые или сырьевые доходы на то, чтобы покрыть расходы бюджета, экономическая нестабильность приводила к «политическим последствиям».

«Считаю, что общий объем средств, которые мы должны накопить в ФНБ, не задействованных в инфраструктурных проектах, должен быть не ниже 7%, а может быть, и более - с тем, чтобы мы могли профинансировать наши обязательства в течение трех лет независимо от того, как сложится ситуация на мировых рынках сырья, или с [санкционными] ограничениями, или с оттоком капитала», - отметил глава Минфина.

Этого говорит о том, что в ближайшее время кубышку открывать вряд ли будут - общий объем средств ФНБ на 1 января 2018 года не достигает и 5% ВВП, причем почти треть его ресурсов (1,5 млрд рублей) уже вложены в инфраструктурные проекты (в частности, ранее в СМИ звучала информация о привлечении средств ФНБ для строительства олимпийских объектов в Сочи).

Но нам бы хотелось обратить внимание читателей на то, что у Норвегии есть чему поучиться и помимо эффективности управления Суверенного фонда. В архиве «ЭКО» нашлось несколько статей на тему государственной политики Норвегии в регионах Заполярья, реализации шельфовых проектов (в сравнении с российским опытом), организации работы отдельных коммерческих компаний, их мы и предлагаем сегодня вниманию посетителей сайта.

А.К. Криворотов. Норвежское Заполярье: государственная политика и региональное развитие № 8/2017

А.Мое. Двадцать лет освоения, а нефти до сих пор нет: Приразломное – первый мучительный арктический шельфовый проект России №4/2013

Л. Лунден. Российская налоговая и лицензионная политика в отношении шельфовых проектов № 3/2014

Е. Вронская. Жить и работать по-норвежски 02/2013