ЭКО

Редакционный раздел

Пользователи : 13953
Статьи : 2842
Просмотры материалов : 11311535

      Свежий номер

     f2018 08

       Купить номер

 

Тема недели: реформа госуправления

4817a6616f2a6cc161fd197b7d8c5cceНа минувшей неделе СМИ сообщили о масштабной реформе госуправления, которая якобы готовится «к новому сроку Владимира Путина». По информации «Ведомостей», сейчас в правительстве РФ обсуждается концепция реформы, предложенная РАНХиГС. Эксперты академии предлагают оставить в ранге госслужащих только часть чиновников высокого ранга и квалифицированных специалистов, принимающих ключевые решение. У них будет своя система поощрения (различные льготы и надбавки), но и высокая ответственность и ограничения (например, на участие в бизнес-проектах). Основную массу чиновничьего аппарата предлагается перевести на условия труда и оплаты, «приближенные к бизнесу», когда основную часть дохода будет составлять оклад, а не непрозрачные надбавки, а премии будут напрямую связаны с эффективностью. Обеспечивающие функции можно вообще перевести на аутсорсинг.

В СМИ достаточно экспертных комментариев, в которых высказываются аргументы как «за», так и «против» предлагаемой концепции. Многие при этом напоминают о существовании и других вариантов реформирования госаппарата. В частности, в сентябре 2017 года бывший госслужащий, а ныне глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин, отметил в своем вступлении на Московском финансовом форуме, что за счет цифровизации систем управления, количество чиновников можно сократить на треть, а издержки на госуправление - на 0,3% ВВП».

Вряд ли кто-то сомневается в необходимости реформирования госслужбы и чиновничьего аппарата. И очень многие считают, что число чиновников в России явно избыточно: в сегодняяшней России их количество на душу населения больше, чем было в Советском Союзе: почти 1,5 млн человек, по официальным данным Росстата (при этом чиновников высшего ранга насчитывается около 40 тыс. человек). Неофициальные оценки, как водится, отличаются. Некоторые СМИ относят к числу госслужащих не только военных и милиционеров, но и, например, депутатов различных уровней и работников обслуживающих советы депутатов аппаратов, сотрудников пенсионных, социальных и страховых фондов, специалистов разнообразных лицензирующих, контролирующих и регистрационных органов, и даже... концернов с гососучастием, мотивируя это тем, что они получают зарплату из госбюджета. При таком подходе Россия действительно представляется страной победившей бюрократии.

Но тут нужно пояснить: не только не все бюджетники, но и далеко не все сотрудники органов власти имеют статус госслужащих. По закону о «Госслужбе», государственный служащий это работник, наделенный особыми (властными и организационно-распорядительными) полномочиями, часто – имеющий право применять административно-правовые санкции, на него распространяется особый режим административной и уголовной ответственности, как на должностное лицо.

Так, по данным Росстата, в 2016 году в госорганах РФ на региональном уровне (в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов РФ) замещали должности государственной гражданской службы 685,3 тыс. человек, или 42,3% от общей штатной численности работников. На должностях муниципальной службы были заняты 306,5 тыс. человек, или 64,2% от общей численности занятых в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований.

В этом смысле концепция, предлагаемая РАНХиГС предлагая сократить число лиц, наделенных особыми полномочиями и ответственностью в качестве госслужащих, и ничего радикального не предлагает, как и концепции многих других реформаторов, сосредоточенных на том, чтобы изменить количество, но совершенно не затрагивающих вопросы качества. А то, что несмотря на все реформы, кадровые перетасовки, перераспределения функций, разного рода оптимизации, цифровизации и компьютеризации, качество госуправления с каждым годом падает, вам подтвердит любой гражданин, которому приходится периодически оформлять какие-либо документы, получать какие-либо справки или разрешения, доказывать и отстаивать свои права в «коридорах власти». Каждый год число нужных резолюций, справок и разрешений растет, и времени на их оформление требуется все больше.

То ли по этой причине, то ли в силу общей "осенней хандры" кажется, что и в этот раз реформа, вызвавшая шумиху в СМИ и соцсетях, обернется очередной вампукой. В конце концов, количество бюрократов растет не только у нас. Есть исследования, выявляющие прямую зависимость между ростом благосостояния общества и увеличением доли бюджетников и чиновников в общем количестве занятых. Вопрос в том, как повысить продуктивность и эффективность работы этого сектора. Предлагаем вниманию читателей архивные статьи «ЭКО», посвященные различным аспектам и проблемам госуправления в стране.

Швецов Ю.Г., Булаш О.А. Государство как частная собственность бюрократии №11/2009

Карманова Н.Е. Благородный суицид государства №7/2010

Авдашева С.Б. Крючкова П.В. Почему издержки на контроль растут, а законы соблюдаются всё хуже: экономический анализ применения административного права в России №4/2013

Клисторин В.И. Назад, в будущее? № 7/2015

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить