ЭКО

Редакционный раздел

Пользователи : 4951
Статьи : 2575
Просмотры материалов : 9115096

      Свежий номер

      f2017 08

       Купить номер

 

Тема недели: 25 лет приватизации в России

00225 лет назад – в июне 1992 года - Верховный Совет Российской федерации утвердил Государственную программу приватизации на 1992 год, в которой были обозначены основные контуры и принципы передачи государственных предприятий в частные руки.

Возможные способы приватизации предприятий зависели от их размера и специализации. Так, малые предприятия (в сфере торговли, бытового обслуживания и т.п.) должны были выставляться на торги или могли быть напрямую проданы гражданам из числа своих сотрудников. Этот процесс был запущен еще до официального утверждения программы приватизации - в начале 1992.

Стратегические предприятия, а также предприятия особо значимых отраслей (недра, лесной фонд, шельф, трубопроводы, автодороги, телевизионные станции и т.п.) приватизации не подлежали. Остальные, вошедшие в госпрограмму приватизации, спешно преобразовывались в акционерные общества, часть акций которых доставалась собственным сотрудникам, часть (не менее 29 % уставного капитала) - должна была продаваться через чековые (ваучерные) аукционы.0001

Для участия в этих аукционах каждый гражданин России мог получить в Сбербанке приватизационный чек (ваучер). Номинальная стоимость каждого ваучера составляла 10 тысяч рублей, что примерно соответствовало стоимости основных фондов подлежащих разгосударствлению предприятий (1,5 трлн рублей в ценах 1992 года) на душу населения (150 млн человек). Но государство продавало их по 25 рублей за штуку. Ваучеры были не именные – то есть их можно было покупать/продавать/дарить/обменивать, но срок их действия, когда их можно было обменять на акции предприятий, был ограничен (до 31 декабря 1993 года, хотя потом его продлили до 1 июля 1994 года). Собственно, эти особенности ваучеров и породили целую волну спекуляций и махинаций – большинство «простых граждан» просто не понимали, что с ними делать, и отдавали за бесценок. Но отдельные ловкачи смогли нажить на ваучерах целые состояния. Именно в ваучерной приватизации кроются истоки состояний основателей «Альфа-Групп» Михаила Фридмана, Германа Хана и Петра Авена, владельца «Русала» Олега Дерипаски,, главы «Объединенных машиностроительных заводов» Кахи Бендукидзе, и др.

Сегодня большинство экономистов оценивают итоги ваучерной приватизации, мягко говоря, скептически. «По сути, коррумпированная группа так называемых бизнесменов, которых впоследствии стали называть новыми российскими олигархами, сумела прибрать к своим рукам природные ресурсы … и другие ценные активы примерно на100 миллиардов долларов, отдав взамен не более одного миллиарда долларов… Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей», - писал известный американский экономист Джеффри Сакс, в начале 1990-х работавший в России.

Впрочем, главный ее идеолог Анатолий Чубайс настаивает, что экономических целей приватизация не ставила. «Приватизация в России до 97 года вообще не была экономическим процессом… Она решала главную задачу — остановить коммунизм… Мы знали, что каждый проданный завод — это гвоздь в крышку гроба коммунизма. Дорого ли, дёшево, бесплатно, с приплатой — двадцатый вопрос…» С этой точки зрения приватизация действительно стала необратимым процессом. Правда, выиграли ли от этого страна и народ в целом – отдельный вопрос.

В годовщину начала приватизационной кампании предлагаем читателям вспомнить наиболее яркие публикации ЭКО о приватизации и оценить весомость аргументов ее сторонников и противников.

Михайлов А.Ю. Приватизация в России: мифы и реальность №6/2011

Бородин В.А. «Лучше бы она не приходила…»: о результатах приватизации собственности промышленных предприятий Алтая № 01/2017

Балабин А.А. Зачем «Газпрому» рыночная капитализация № 06/2014

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить