ЭКО

Редакционный раздел

Пользователи : 12477
Статьи : 2811
Просмотры материалов : 11091190

      Свежий номер

     f2018 06

       Купить номер

 

Тема недели: Суета вокруг бюджета

byudzhet-500x280

В эти дни в Госдуме обсуждается проект федерального бюджета на 2017 год и последующие два года. В первом чтении депутаты одобрили документ в параметрах, предложенных правительством: доходы в 2017 году должны составить порядка 13,5 трлн руб., расходы - около 16,2 трлн руб. Дефицит в 2,7 трлн руб., или более 3% ВВП предполагается покрыть за счет средств Резервного фонда (1,15 трлн, и это его полностью исчерпает) и Фонда национального благосостояния (в нем после изъятия 668 млрд рублей останется еще 4,9 трлн.). Кроме того Минфин объявил о намерении нарастить объем внутренних заимствований в следующем году втрое - до 1,05 трлн руб., - сообщает «КоммерсантЪ».

В пояснительной записке к законопроекту, правительство оценивает предложенный бюджет как «мобилизационный» (в части доходов) и бюджет экономии (в части расходов). За три года оно намерено за счет ряда консолидирующих мер сократить бюджетный дефицит примерно на треть, - пишут «Ведомости», ссылаясь на «Основные направления бюджетной политики» Минфина. Ключевыми объектами бюджетной консолидации должны стать госкомпании, нефтегазовый сектор, алкогольный рынок и теневая экономика.

На все три предстоящих года в основу всех расчетов заложена цена нефти $40 за баррель (в 2016 г. бюджет балансируется при около $70 за баррель), и после 2020 г. цена нефти в $40 за баррель ляжет в основу нового бюджетного правила, подчеркивает издание.

Проект бюджета уже на данном этапе вызвал критику экспертов, - комментирует РБК. В структуре расходов бюджета преобладают непродуктивные — социальные и оборонные. А темпы и пропорции сокращения расходов не увязываются с темпами роста ВВП и приоритетами, - обращают внимание эксперты Финансового университета при правительстве. В отзыве Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) говорится, что проект «является бюджетом не развития, а стабилизации/стагнации». В свою очередь экономический факультет МГУ в своем заключении на документ рекомендовал отказаться от «проциклической ускоренной бюджетной консолидации» (сокращения дефицита за три года с 3% ВВП до 1%), и начинать консолидацию лишь тогда, когда возобновится устойчивый экономический рост.

Рассмотрение документа во втором чтении намечено на 7 декабря. Предполагается, что к этому времени депутатам дадут возможность подправить некоторые «социально чувствительные» расходные статьи. В то же время парламентская оппозиция требует от правительства принятия дополнительных мер для ускоренного пополнения доходной части. Например, с помощью введения прогрессивной шкалы НДФЛ, отмены возмещения НДС за экспортные операции нефтяных и газовых компаний и др.

Мы в свою очередь предлагаем освежить в памяти публикации «ЭКО», посвященные анализу разных аспектов сложившегося в России бюджетного процесса. Как с точки зрения его формирования, сбалансированности и эффективности его структуры (статьи В.Д.Роик, А.Е.Дворецкой, Е.Н. Тимушева и др.), так и с точки зрения внутренних и внешних факторов, влияющих на его устойчивость и отдельные параметры (публикации А.К.Соловьева, В.Корхонена, Н.И.Суслова).

А.Е.Дворецкая Среднесрочные перспективы бюджета РФ - ЭКО № 08/2016

В.Д.Роик Социальный бюджет России: каким ему быть в ХХI веке? - ЭКО № 10/2016

Е.Н.Тимушев Способы совершенствования механизмов предоставления трансфертов в бюджетной системе РФ - ЭКО № 07/2016

А.К.Соловьев Старение населения как угроза бюджетного кризиса: актуарный анализ -ЭКО № 04/2016

В.Корхонен Прогноз BOFIT: в 2016 г. российскую экономику ждёт некоторое ухудшение перед последующим медленным восстановлением - ЭКО № 12/2015

Н.И.Суслов Новый российский кризис: снижение потребления на фоне социальной апатии - ЭКО № 04/2016

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить