ЭКО

Редакционный раздел

Пользователи : 12633
Статьи : 2811
Просмотры материалов : 11120126

      Свежий номер

     f2018 06

       Купить номер

 

Тема недели: Инвестиционный климат: облачно, возможны осадки

f2012 03 Одна из самых читаемых статей на сайте «ЭКО» - «Почему инвестиции не идут в Россию». Российскому руководству, похоже, представляется, что причина найдена – во всем виноват плохой инвестиционный климат, который необходимо улучшить. Беда только в том, что мало кто себе представляет, как это сделать. По традиции обратились к мировому опыту, взяв за основу и ориентир рейтинг Всемирного банка Doing Bussines. Начиная с 2012 года правительство поставило задачу обеспечить продвижение в рейтинге, для регионов с помощью и при участии Агентства стратегических инициатив был разработан Региональный инвестиционный стандарт, включающий лучшие в РФ инвестиционные практики.

Определенные положительные сдвиги действительно обозначились. За последние три года Россия значительно продвинулась в рейтинге Doing Bussines: со 120-го места до 51-го по итогам 2015 года. 70 регионов из 82 к настоящему моменту завершили внедрение инвестиционного стандарта. Однако это почему-то не привело не то что к соразмерному, просто хоть к какому-либо росту инвестиций. В 2015 году общий объем прямых иностранных инвестиций по всему миру вырос на 36% по сравнению с предыдущим годом и составил $1,7 трлн. В то же время в России он сократился на 92%, приводит «Интерфакс» выдержки из доклада Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Инвестиции в основной капитал, по данным Росстата, в 2015 году сократились в годовом выражении на 8,4%, и составили 14 трлн руб. При этом в 2014 году снижение составило 2,5%, в 2013 году — 0,2%.

Одной из причин такого несоответствия формальных успехов реальному положению дел, по мнению экономиста Сергея Алексашенко, является технологический характер рейтинга. Он опирается на чисто формальные показатели: сколько дней нужно потратить, сколько бумажек нужно собрать или сколько инстанций нужно пройти бизнесмену, чтобы получить то или иное решение государства. Это, безусловно, облегчает процедуру сравнения и может служить вполне прозрачной и понятной основой для сопоставления, но лишь по одному параметру – скорости работы бюрократической машины, не учитывая, что «быстро и дешево» далеко не всегда означает «хорошо и эффективно».

«Бюрократический подход к продвижению в рейтинге привел к тому, например, что по направлению «Cудебная система» Россия обогнала США. Удивлены? Я тоже! Но, оказывается, в рейтинге принимается во внимание скорость судебного процесса и его стоимость для сторон. А вот про качество судебной системы рейтинг молчит… - цитирует Сергея Алексашенко «КоммерсантЪ» (ссылка: http://www.kommersant.ru/doc/3029694?utm_source=kommersant&;utm_medium=business&utm_campaign=author).

При этом по показателю «Внешнеторговая деятельность» Россия за год «скатилась» на 10 пунктов – до 170-го места, за что подчиненные получили форменный нагоняй от премьер-министра Дмитрия Медведева. (ссылка: http://ru.investing.com/news/общие-новости/медведев:-170-е-место-в-рейтинге-"doing-business"-по-параметру-международной-торговли---это-плохо-237001). Ничего общего с санкциями и объемом внешнеторгового товарооборота этот показатель не имеет. Оказывается, внедрение онлайн-сервисов при подаче таможенных документов ускорило процедуру, но сделало ее более дорогой, так как на каждом этапе нужна отдельная электронно-цифровая подпись, за каждую из которых нужно заплатить.

В очередной раз бюрократы и бизнесмены-общественники в лице Агентства стратегических инициатив бросились составлять «дорожные карты», объясняющие, как можно упростить бюрократические процедуры, не жертвуя контрольными функциями. И можно быть уверенными, что Россия с лихвой отыграет потерянные позиции по данному показателю. Но почему-то представляется, что главной проблемы это не решит. Для того чтобы в реальную экономику пошли реальные деньги, только снятия административных барьеров недостаточно.

Предлагаем вниманию читателей подборку материалов «ЭКО», раскрывающих разные аспекты процесса инвестирования и формирования инвестиционного климата. От теоретических (статьи Л.М.Симоновой, Т.В.Погодаевой и М.А.Субботина), до аналитически-обобщающих (материалы Д.В и Е.Н.Стрижаковых, статья Н.Г.Шишацкого и Е.Б.Бухаровой), а также содержащие конкретный опыт и наблюдения непосредственных участников инвестиционного процесса – как представителей бизнеса (И.Ладыгин), институтов развития (Е.Б.Кузнецов), так и региональных администраций (А.Р.Хайруллин, В.А.Никонов).

 

 

Симонова Л.М., Погодаева Т.В. Что улучшать – рейтинги или институты  № 10/205

Субботин М.А.  Криминальный инвестиционный климат  № 07/2011

Шишацкий Н.Г., Бухарова Е.Б. Сибирь от «знаковых» проектов к эффективной инвестиционной политике № 02/2015

Стрижаков Д.В., Стрижакова Е.Н., Промышленная и инвестиционная политика на муниципальном уровне: уязвимые места № 09/2014

Ладыгин И.  Бизнес как задача со множеством неизвестных № 01/2013

Кузнецов Е.Б. Дело не в деньгах № 11/2013

Хайруллин А.Р.  Командная игра № 01/2015

Никонов В.А. Целевой подход и готовность к специализации - № 10/2015 

 

 

 

 
 

Похожие ccылки