ЭКО

Редакционный раздел

Пользователи : 12536
Статьи : 2811
Просмотры материалов : 11095764

      Свежий номер

     f2018 06

       Купить номер

 

Тема недели: А мы пойдем на Север

pic 2ff8f5db9b539ad0c3d189fef93734e2   На минувшей неделе сразу несколько событий информационного поля оказались связаны с Арктикой и притязаниями России на господство в северных широтах. 16 июня в Петербурге состоялся спуск на воду нового, самого мощного в мире атомного ледокола "Арктика" (проект 22220), который призван обеспечить «лидерство РФ в освоении арктических территорий».   http://ria.ru/economy/20160616/1448514481.html

     По сообщению РИА «Новости», длина судна составляет 173,3 м, ширина — 34 м, водоизмещение — 33,5 тыс. т, ледоход способен проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до 3 метров. Помимо головного универсального атомного ледокола "Арктика", идет строительство серийного ледокола проекта 22220 "Сибирь", а осенью 2016 года на Балтзаводе будет заложен атомоход "Урал". Предполагается, что эти корабли будут обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

      Параллельно продолжается разработка проектов атомных ледоколов нового поколения, которые должны обеспечить круглогодичную работу на Арктическом шельфе, выполняя множество различных функций – от обслуживания буровых платформ до базирования подводных погружных аппаратов и сейсморазведки.

         А буквально за несколько дней до этого события – в ходе международного технологического форума «Технопром» вице-премьер и «главный по Арктике» Дмитрий Рогозин сообщил о намерениях России вложить не менее 1,34 млрд рублей на реализацию проектов, связанных с Арктическим шельфом - в рамках госпрограммы развития судостроения и техники. «Мы в Арктику пришли давно и не собираемся из нее уходить», - сказал Д.Рогозин, комментируя претензии других государств на эти территории. И подчеркнул, что по мере возможности Россия будет использовать для их развития собственные технологии: «Когда мы говорим о технологиях для Арктики, мы, прежде всего, говорим о программе импортозамещения. Надо на основе своих собственных технологических прорывов делать ставку, а где-то, где речь идет о серьезном инвесторе, готовом работать с Россией даже несмотря на санкции, надо локализовывать производство, размещать его на нашей территории».

      Рогозин отметил, что локализация производства в России должна стать условием закупки первой партии, а с определенного процента закупки дальше все должно производиться, сначала комплектующие, а потом и целиком оборудование, на территории России.

     «ЭКО» уже много лет не оставляет своим вниманием арктическую тематику. И не только потому, что этот регион является средоточием значительных минеральных ресурсов. Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам специалистов, превышает 30 трлн долл., причем 2/3 этой суммы приходится на долю энергоносителей. Отметим, что социально-экономический эффект от освоения Арктического шельфа далеко не исчерпывается экономическими выгодами от добычи экспортного сырья. «Арктический мега-проект» по своей сложности и масштабам вполне может стать для российской экономики и науки тем драйвером, каким в свое время послужили освоение космоса и развитие атомных технологий. При этом надо понимать, что амбициозные планы освоения Арктической зоны неизбежно сопряжены с экологическими рисками, ущерб от которых трудно прогнозируем и не ограничивается сроком жизни одного-двух поколений.

 

Агранат. А.  Жаркие проблемы Севера   № 01/2004

Крюков В.А. Кулешов В.В. Маршак В.Д. В какой системе координат оценивать альтернативы освоения углеводородных ресурсов Российской Арктики?       № 04/2013

Никулкина И.В. Бюджетно-налоговые механизмы устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации   № 03/2014 Регион

Макаров И.А., Степанов И.А.  Экологический фактор экономического развития Российской Арктики  № 11/2015

Болдырев В.Е.  Северные стратегии США и Канады: хозяйственный аспект  № 03/2016

Крюков В.А.  Один путь – один хозяин? Нужен ли единый оператор Северного морского пути  № 05/2016

Му А., Бригхэм Л.  Как обеспечить устойчивость перевозок по Северному морскому пути - №05/ 2016

 

 

 
 

Похожие ccылки